Караман

Корпоративные учебные заведения – эффективный инструмент управления системой знаний, получивший широкое распространение за рубежом. У нас в стране интерес к этому виду образования тоже существенно вырос. Одними из первых организовали свои университеты МК «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, «Росгосстрах», МТС, «Вымпелком», ВТБ. Сегодня количество корпоративных университетов в России уже перевалило за три десятка. Но холдинг УГМК, гигант отечественной цветной металлургии, пошел еще дальше – открыл частный технический университет. Зачем?Вопрос «зачем?» задается постоянно, ведь есть государственные вузы, в том числе технические. Они ведь по определению должны продуцировать и транслировать знания, заниматься подготовкой кадров. Но давайте разберемся.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование «имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».
Отлично – высококвалифицированные кадры очень нужны нашим предприятиям!

Открытие Технического университета УГМК 3 сентября 2013 годаА теперь посмотрим, где связь между существующей образовательной системой и промышленностью. Большинство вузов России – государственные. И финансируются они из госбюджета, благодаря чему обучение для многих студентов является бесплатным. Абитуриенты с удовольствием идут на бюджетные (бесплатные) места, а кто не прошел по конкурсу – на внебюджетные места за приемлемую плату.

О частных вузах при этом рассуждать не приходится, так как работают они не для промышленности, а для абитуриентов, не попавших в государственные вузы. Яркий пример: по направлению «Экономика» сегодня в России ведут обучение 577 негосударственных вузов и их филиалов. А по направлениям «Металлургия», «Горное дело» – ноль (ноль!). В России техническими, инженерными направлениями частные вузы заниматься не хотят. Причины очень просты: затраты на организацию обучения огромны, а спрос весьма специфичен. Гораздо проще и доходнее организовать обучение по экономическим и гуманитарным направлениям.Учащиеся кадетской школы при техникуме Юность занимаются в классе робототехники ТУ УГМК

При этом общественная миссия образования – осуществлять воспроизводство квалификации. Однако оно не выполняет эту функцию так, как требует основной потребитель кадров – реальный сектор экономики. Традиционная система образования не ориентирована на задачи конкретного производства. Она и не может быть ориентирована таким образом, поскольку производств (заводов, собственников) много, у них разные задачи и проблемы. Ни студент, ни преподаватель не знают заранее, где придется применять знания, полученные в вузе, – в этом цехе или в другом.

Оборудование разное, технологии разные. Поэтому подготовка в традиционных вузах – массовая, ориентированная на отрасль. Массовость подготовки – это бич отечественных вузов. Есть, конечно, положительные примеры, и их много – когда конкретный вуз работает с предприятием и старается улучшить образовательную программу, вывести студентов на производство, углубить практическую подготовку студентов. Но это не всегда результативно, так как на преподавателе сегодня сумасшедшая учебная нагрузка.

В этих условиях адаптировать содержание лекции к потребностям конкретного производства, вникнуть в реалии многих предприятий, провести на заводе практические занятия – нереально.
Таким образом, налицо рынок образовательных услуг в сфере высшего образования, не имеющий прямого отношения к потребностям конкретных предприятий.

Значит, функцию подготовки кадров к решению задач производства должен выполнять кто-то другой, например, сами предприятия. И они выполняют. На сегодняшний день в России существуют уже сотни корпоративных университетов. Одни развернуты на базе высших учебных заведений, другие являются самостоятельными единицами. На базе вузов сделать такое подразделение попроще, потому что имеются кадры и аудитории. Нужно только скорректировать образовательные программы под задачи предприятий. Но это обманчивая простота, потому что тогда вы не измените, по сути, ничего. Ведь творцы образовательного процесса остаются прежними.

А вот формат корпоративного университета «на базе предприятия» позволяет сделать все так, как нужно производству. Небольшой университет, зато мобильный и «свой».Здание учебного корпуса ТУ внутри

Предприятия как работодатели участвуют в другом рынке – рынке труда и квалификаций. Им нужны специалисты, способные выполнять разнообразные функции, решать сложные производственные задачи. Здесь важны профессиональные знания (чего часто не хватает выпускникам вузов) и практический опыт специалиста (у выпускников вузов опыта нет).

Вполне естественно, что предприятия ищут опытных специалистов на рынке труда, а не на вузовской скамье. Комплектование предприятий квалифицированными кадрами – дело самих предприятий, их зона ответственности.

Главная проблема – недостаточная квалификация специалистов, а не количество. Причем эта квалификация должна постоянно повышаться в соответствии с развитием технологий. Логично, что предприятия создают собственные инструменты для подбора, обучения и повышения квалификации кадров.

Таким инструментом на крупных предприятиях и в корпорациях является «корпоративный университет».

Первые корпоративные университеты появились на Западе. Яркий пример корпоративного учебного заведения – университет «Макдональдса». Перед ним ставилась задача обучить персонал одинаковым приемам работы – чтобы гамбургеры были одинаковыми по всему миру. По сути, университет транслировал некие корпоративные стандарты. Потом появились и другие образовательные учреждения подобного типа. Очень известен был, например, корпоративный университет «Моторолы», оставивший богатое методическое наследие. В конце 90-х годов ХХ века корпоративные университеты стали появляться и в России.

Многие считают, что в корпоративных университетах нет ничего нового. Действительно, в середине XX века были и отраслевые институты повышения квалификации, существовала система «завод-втуз». Связь вузов и училищ с предприятиями была очень тесной, учебные заведения «ковали кадры» для производства. Да, так было в плановой экономике и при государственно-партийном администрировании всего и вся. И корпоративный университет – это ответ на дисфункции государственной системы образования, не сумевшей вовремя перестроиться и ответить на требования работодателей – собственников частных предприятий.

И пусть вас не запутает слово «университет» в приложении к корпоративным научно-образовательным структурам. Ибо термин этот исторически предполагает общность преподавателей и студентов в их совместной работе и весьма точно передает сущность процессов корпоративного обучения. Ведь у подавляющего числа корпоративных университетов нет программ высшего образования, но есть множество тренингов, программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Многие корпоративные университеты занимаются профессиональным обучением рабочих. Значение такого обучения для корпорации весьма велико, от того и стало применяться столь высокое звание для внутрифирменной образовательной структуры.

Почему корпоративный университет важен для УГМК

Уральская горно-металлургическая компания существует с 1999 года и сегодня является лидером в России по производству меди и медной продукции. УГМК производит также цинк, золото, серебро, селен, свинец, другие металлы и изделия из них. В состав Уральской горно-металлургической компании входят около 50 предприятий, расположенных в 12 регионах России. На предприятиях компании работают более 80 тысяч работников.

Производство постоянно модернизируется. Яркие примеры последних лет: запуск нового Электрометаллургического завода в Тюмени, новый цех электролиза меди АО «Уралэлектромедь». На высокотехнологичном производстве значительная часть персонала, в том числе рабочие, имеет высшее образование. Без высококвалифицированных специалистов не обойтись и в горном производстве, в его модернизацию инвестируются десятки миллиардов рублей. Необходимы инженеры и руководители, которые способны координировать высокотехнологичные современные разработки, руководить командами профессионалов, эффективно управлять бизнесом.

Поэтому и поставлена задача создания системы повышения квалификации, переподготовки, подготовки новых специалистов к тем задачам, которые сейчас реально стоят перед компанией.

Необходимых «готовых» специалистов взять негде – их надо готовить, или переучивать имеющихся работников. Востребована такая организация образования, которая обладает прямыми связями с производством, обладает современным оборудованием и имеет доступ к новейшим технологиям.

Есть большой опыт сотрудничества УГМК с Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), с Уральским государственным горным университетом. Больше 10 вузов работают с УГМК. Но что можно сделать в пределах вузовской образовательной программы? Увеличить практику, ввести дополнительные специальные дисциплины, изменить тематику курсовых и дипломных работ. Безусловно, развивая связи университетов с предприятиями, можно добиться улучшения качества подготовки. Однако…

В 2006 году было проведено социологическое исследование с целью диагностики уровня профессиональной подготовленности выпускников вузов. Мы анкетировали работников предприятий, выслушали молодых ребят, работающих пару-тройку лет на заводе, их наставников, начальников цехов. Выясняли: чего недостает молодым специалистам? Обучали же их по углубленной программе…

Оказалось, что большинство заводских функций молодой специалист выполнить не в состоянии. Да, их системно учили математике, физике, химии, сопромату, основам технологических процессов. Они получили хорошее системное знание о том предмете, которым они будут заниматься. Но они приходят в цех и теряются, не знают, с чего начать, не знают, как работает конкретная машина, как ее обслуживать, как ремонтировать. Кто должен им это рассказывать?
Приходилось на месте – в цехе, например, тратить время и другие ресурсы, чтобы ввести их в курс дела. Посчитали, прослезились – потери от недостаточной готовности молодого специалиста к производству обходятся в итоге в сотни тысяч рублей.
Руководство УГМК сделало вывод – надо взять подготовку специалистов в свои руки. Корпоративное образование как раз и призвано «затачивать» специалиста под потребности конкретного производства.Открытие

Отправной пункт для планирования обучения – корпоративные профессиональные стандарты. Профстандарты должны описывать результаты работы сотрудника, требования к компетенциям, знаниям, уровню образования. И, пока российские профессиональные стандарты неспешно разрабатывались, УГМК взялась за разработку корпоративных профстандартов, которые описывают требования к конкретной должности на предприятиях, предъявляют высокие требования к профессиональным компетенциям работников и результатам их труда.

На сегодняшний день в УГМК разработано уже около 5 500 корпоративных профессиональных стандартов. Именно они становятся основой образовательных программ Технического университета УГМК. Это сильно отличает корпоративный университет от традиционных вузов, для которых на первом месте – стандарт образовательный.

Что такое корпоративный Технический университет УГМК

Технический университет УГМК в городе Верхней Пышме рядом с головным предприятием Компании АО «Уралэлектромедь» создан в 2012 году как институт повышения квалификации и переподготовки кадров для Уральской горно-металлургической компании. Соответственно, изначально был ориентирован на технические направления. Сегодня в техническом университете реализуются сотни дополнительных образовательных программ от 16 до 300 часов для повышения квалификации и переподготовки специалистов под задачи УГМК.

Здание университета было построено в 2013 году. Его стоимость с оборудованием составила примерно 1 миллиард рублей. Корпоративный университет в первую очередь обязан обеспечить компанию компетентными специалистами и руководителями по всем направлениям ее деятельности. И Технический университет УГМК выполняет заказ на корпоративное обучение, в том числе высшее образование, выполняет прикладные научные исследования.

В этом – его суть. Во-первых, Технический университет УГМК никогда не станет большим вузом и не станет конкурировать с федеральными университетами, у которых тысячи студентов, вчерашних школьников, огромные людские потоки. В Техническом университете УГМК было, есть и будет мало студентов. Но зато каждый выпускник будет представлять огромную ценность для Компании. Потому что задачи узкие, диктуемые Компанией. И ответственные. Наши студенты – это работники предприятий, для которых обучение в корпоративном техническом университете — это способ освоить новые технологии, решить наукоемкую производственную задачу, возможность роста по карьерной лестнице.

Во-вторых, в Техническом университете в качестве преподавателей представлены лучшие специалисты УГМК-Холдинга. Которые, кстати, не всегда видят себя в этом качестве в обычных вузах. Ведь есть вполне понятный разрыв между учебными заведениями, где студенты еще едины в теоретических пределах, и предприятиями, где каждый занимается уже своим практическим делом.

А корпоративный вуз – это часть производственной системы, и корпоративные преподаватели в аудиториях продолжают заниматься производственным процессом, только их функция ставится ближе к экспертной и консультационной. Так что важным отличием образовательных программ ТУ УГМК является то, что в их разработке и реализации активное участие принимают опытные специалисты и руководители УГМК, эксперты-практики, готовые поделиться профессиональным опытом. Это обеспечивает образовательному процессу в ТУ УГМК актуальность и практикоориентированность.

В-третьих, Технический университет централизовал проведение научных исследований для предприятий УГМК, объединил исследователей. Потому что университет – теперь еще и мощный исследовательский центр. И спектр исследований обещает быть широким – рудоподготовка, металлургия, энергетика.

Все длительные образовательные программы начинаются с постановки актуальных производственных задач. И в каждом конкретном случае есть возможность спланировать практический результат обучения. Кандидаты на обучение отбираются из наиболее способных работников. К каждому прикрепляются эксперт от предприятия и научный руководитель. Результатом обучения должны быть развитие компетенций работника, разработка и внедрение инновационного проекта.
Например, в строительной магистратуре нашего университета в рамках одной из магистерских диссертаций просчитывается экономика трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма, которую так ждут все жители города-спутника областного центра. В магистратуре по энергетике, в частности, решают конкретные задачи по повышению надежности и безопасности энергохозяйств конкретных предприятий. В помощь магистрантам привлекаются лучшие эксперты в отрасли, доктора и кандидаты наук, имеющие большой и успешный практический опыт.

Как учебное заведение Технический университет УГМК работает и на рынке образовательных услуг и может быть интересен внешним потребителям, в числе которых промышленные (и не только) предприятия. Время показало, что корпоративные образовательные программы интересны и востребованы организацией любого масштаба – от индивидуальных предпринимателей до крупной федеральной компании.

Они разрабатываются, исходя из задач предприятий и компании в области обучения и развития персонала. Аналогичные задачи решают и другие предприятия. Особенно, если говорить о повышении квалификации таких специалистов, как снабженцы, логисты, юристы, энергетики, технологи, механики, конструкторы, бухгалтеры и др.

С 2015 года в активе образовательных услуг технического университете появились программы профессиональной переподготовки. С чем это связано? Дело в том, что надзорные органы предъявляют к целому ряду профессий требования иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а обязательно по профилю деятельности. Причем список таких профессий периодически пополняется.

Например, в их число недавно попали лаборанты, работающие в аккредитованных лабораториях. Таким образом, в университете появилась программа «Аналитический контроль качества химических соединений». Обучение было организовано сначала для УГМК, а позже и для других корпораций и предприятий. Были оформлены все разрешительные документы и условия, а профессиональная переподготовка проводится также по охране труда и металлургии цветных металлов.

Плюс ко всему наш университет может и проводит стажировки на предприятиях УГМК. Например, предприятие закупило новое оборудование, а как на нем работать, рабочие не знают – этот процесс еще только предстоит освоить. Вот здесь на арену выходит Технический университет, готовый совместно с заводскими специалистами научить работать на новом оборудовании.

В 2014 году в отдельном корпусе начал работу Научно-исследовательский центр – это совместный проект с УрФУ по созданию базы для научных исследований для металлургии и подготовке инженерных кадров. УГМК построила здание площадью 3 200 кв. метров, а УрФУ приобрел оборудование для восьми лабораторий по металлургии. Такого комплекса оборудования нет ни на одном предприятии УГМК, вряд ли есть и в других вузах, а тут в концентрированном виде – мощнейший комплекс рудоподготовки и обогащения, пирометаллургия, гидрометаллургия, физико-химические анализы, обработка металлов давлением, теплофизика печей. Здесь проходит обучение магистрантов и бакалавров. Но самое главное – ребята занимаются научными исследованиями под руководством специалистов УГМК.

Что дает корпоративный университет

Если бы собственник ставил перед университетом задачу быстрого возвращения инвестиций, то, прямо скажем, эта задача была бы просто невыполнима. При этом деньги университет, конечно, зарабатывает и уже работает в режиме «нулевой рентабельности». Самостоятельно возмещает затраты не только на персонал, разработку образовательных программ, коммунальные расходы, и уже возвращает инвестору вложенные в университет, его здание и оборудование инвестиции.
В свою очередь, заказчиками образовательных услуг нашего университета являются предприятия холдинга, ранее пользовавшиеся услугами других образовательных учреждений. Ведь корпоративный университет имеет возможность предоставить образовательные услуги по всем востребованным направлениям. Расходы предприятий УГМК на обучение персонала при этом остались на прежнем уровне.

Возникает часто и такой вопрос: а как вы подсчитываете экономический эффект от образования? Эффективно ли вообще корпоративное образование? На самом деле на такой простой вопрос ответить довольно сложно. До сих пор нигде в мире не существует методики оценки эффективности производственного обучения. Можно оценить эффективность обучения лишь в отдельных направлениях деятельности, например, менеджеров по продажам. Ведь легко сравнить, сколько денег зарабатывал менеджер до обучения и сколько стал зарабатывать после. В инженерном деле, конечно, не так. Трудно сказать, насколько выросла производительность труда инженера после обучения. На производительность влияет очень много факторов, и совершенно не обязательно, что повлияло образование. Образование – просто один из факторов, но далеко не единственный.
Но можно посчитать эффективность тех проектов, которые разрабатывают и защищают наши слушатели и студенты. Здесь как раз все «считаемо», в УГМК есть стандартные методики для таких расчетов. Пока у ТУ УГМК еще нет выпускников – магистров и бакалавров, но уже есть слушатели программ переподготовки, чьи проекты признаны экономически целесообразными и включены в производственные планы.

Важно и то, что процесс создания образовательных программ управляется руководством холдинга. Специально созданные группы экспертов контролируют качество программ, принимают решение о допуске к работе того или иного преподавателя. ТУ УГМК делает образовательные программы максимально короткими и максимально эффективными. Раньше существовала норма продолжительности курса повышения квалификации – более 72 часов (две недели) обучения. В программах ТУ УГМК часов будет столько, сколько нужно для получения компетенций. И специалисты привлекаются те, которые нужны, а не те, что есть в штате и которых необходимо загрузить работой.

И еще об экономической эффективности. Подобно Генри Форду, который не знал, какая половина его рекламного бюджета тратится впустую, мы приводим изречение о том, что… «Если вы не знаете, сколько стоит знание, подумайте о том, сколько стоит незнание». Неграмотного человека к производству подпускать нельзя. Если кто-то это сделал, может случиться любая беда – авария, в том числе с человеческими жертвами. Это и объясняет отчасти причину – почему УГМК занимается корпоративным обучением.

И Технический университет УГМК продолжает расширять свои возможности. В феврале 2016 года вуз получил лицензию на новые программы высшего образования по подготовке инженеров. А первые программы магистратуры по металлургии и энергетике проводятся здесь уже с сентября 2015 года.
Сохраняется обучение по программам дополнительного профессионального (технического!) образования, разрабатываются новые программы. Потому что по стандарту обучения персонала УГМК повышение квалификации необходимо проходить раз в три года. И предприятия формулируют каждый год новые задачи обучения. Например, появилась задача внедрения системы энергоменеджмента, к чему необходимо подготовить специалистов.

Сейчас УГМК достраивает полнофункциональную систему (или корпоративную систему непрерывного образования) корпоративной подготовки специалистов для горно-металлургической промышленности. В Верхней Пышме строится Дворец технического творчества, создается Инженерный лицей – так мы предполагаем рекрутировать молодежь в инженерную профессию. В планах – запуск новых лабораторий (несколько из них – уже в 2016 году) и превращение Научно-исследовательского центра Технического университета УГМК в R&D-центр УГМК. Недаром нам в Техническом университете УГМК так близка известная фраза великого российского инженера и исследователя Владимир Ефимовича Грум-Гржимайло: «Наше благополучие зависит только от нас самих и ни от кого другого».