pyramid-41949-2560x1440

В отличие от старого доброго «рабочего факультета» («рабфака»), термин «пирамида», применяемый по отношению к образованию, может насторожить внимательного читателя. Но «из песни слов не выкинешь» — с 90-х годов XX века в нашей стране слишком много выпускников средних школ в России вдруг захотели учиться в финансовых и юридических институтах, забыв дорогу в профессионально-технические училища и техникумы, готовившие рабочих, мастеров, технологов, и политехнические вузы, обучавшие инженеров и конструкторов.

Так советская образовательная пирамида, в основе которой находились школы и ПТУ, в середине — техникумы и институты, а на вершине – университеты и НИИ, перевернулась. В таком неестественном состоянии, кстати, она пребывает и по сей день. Но предпосылки для великого переворота исподволь сформировалась в стране еще с 70-х годов XX века, когда все больше юных советских людей выбирало после школы ВУЗ вместо ПТУ. Заветный диплом о высшем образовании все чаще становился для них, а особенно для их родителей, главным мерилом успеха в жизни.

До тех пор, пока советская экономика экстенсивно расширялась внутри СССР, а на просторах социалистического лагеря безудержно прорастала в виде все новых металлургических комбинатов, плотин, электростанций в Индии, на Кубе, в Мозамбике и Вьетнаме и т.д., проблема переизбытка обладателей дипломов о высшем образовании как-то нивелировалась масштабами «мирного соревнования двух мировых систем».

v-gerasimovКазалось, этот неестественный порядок вещей должен был рухнуть в 1992 году вместе с гигантской советской экономикой, в один миг обесценившей не только сберкнижки, но и советские дипломы о высшем образовании. Именно тогда, если кто уже забыл, безжалостный первобытный капитализм выгнал младших научных сотрудников и инженеров торговать на барахолку, в которую тогда превратилась вся страна.

Но к тому времени уже сформировалась необратимая мода на всеобщее высшее образование. Несмотря на тотальный кризис, она оказалась удивительно жизнестойкой и трансформировалась в рыночных условиях в мощный финансово-юридический тренд. Родители нередко собирали последние деньги, чтобы дети получили, как казалось тогда, «хорошее образование». Пока не выяснилось, что на уцелевших после многочисленных реформ заводах скоро некому будет работать, а на рынке труда вполне возможно такое экзотическое для остального мира явление, как безработные нотариусы, менеджеры и экономисты.

С начала нулевых годов быстро растущая промышленность Татарстана, как и всюду в стране, также столкнулась с резко обострившимся дефицитом инженерных и особенно рабочих квалифицированных кадров, который с годами лишь усугублялся. В лихие 90- годы, когда месяцами задерживалась выплата зарплаты, работать на заводах было не престижно. Молодое поколение тогда повально пошло кто в коммерсанты, кто в юристы, кто в финансисты. Так с промышленных предприятий были вымыты рабочие кадры самого трудоспособного возраста – от 25 до 45 лет.

Проблему усугубил еще и тот факт, что советская система профтехобразования и в стране, и в республике была за 20 рыночных лет практически разрушена. Чтобы вернуть образовательную пирамиду в нормальное положение, мы в Торгово-промышленной палате Республики Татарстан (ТПП РТ) решили объединить усилия с профильными министерствами — образования и науки, промышленности и торговли, а также ведущими промышленными предприятиями республики.

img_3991В этом отношении стоит отметить, что нам было от чего оттолкнуться – в современном Татарстане развита не только нефтепереработка. Созданы высокотехнологичные кластеры — авиастроительный в Казани, автосборочный в Набережных Челнах, трубный в Альметьевске, а также в строительстве и сельском хозяйстве региона.

Так как буквально возрождать сошедшую на нет советскую систему профориентации не было никакого смысла, мы решили начать с изучения лучших зарубежных прикладных практик. Наши делегации побывали в Финляндии, Австрии и Германии, в других странах. Наиболее подходящим для наших реалий оказался опыт немецкой системы дуального образования.

Как известно, это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – непосредственно на будущем рабочем месте.

Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые оснащены тренажерами и виртуальным симуляторами. Важнейший компонент дуального образования – подготовленные предприятиями кадры опытных наставников.
Родоначальником системы дуального образования и образцом для всего Евросоюза считается Германия, где оно введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

img_3959ТПП РТ еще в 2007 году заключила соглашение о сотрудничестве с ТПП Лейпцига, эти связи стали успешно развиваться на протяжении многих лет. Понятно, что просто снять кальку и внедрить «один в один» немецкий опыт в Татарстане не получилось бы — слишком разные у нас экономики и региональные законы. Например, подготовка и переподготовка кадров Германии прямо входит в обязанность местных Торгово-промышленных палат. А вот в России это дело добровольное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все больше отрицательными.

Но предпосылки к внедрению дуальной системы образования есть и в российских учебных заведениях, и на отечественных промышленных предприятиях. Учебный план у нас также может составляться как из предметов госпрограммы, обязательных к обучению, так и вариативной части, в которую лицей или колледж могут вносить изменения согласно пожеланиям промпредприятий — будущих работодателей.

Но к тому времени уже сформировалась необратимая мода на всеобщее высшее образование. Несмотря на тотальный кризис, она оказалась удивительно жизнестойкой и трансформировалась в рыночных условиях в мощный финансово-юридический тренд. Родители нередко собирали последние деньги, чтобы дети получили, как казалось тогда, «хорошее образование». Пока не выяснилось, что на уцелевших после многочисленных реформ заводах скоро некому будет работать, а на рынке труда вполне возможно такое экзотическое для остального мира явление, как безработные нотариусы, менеджеры и экономисты.

С начала нулевых годов быстро растущая промышленность Татарстана, как и всюду в стране, также столкнулась с резко обострившимся дефицитом инженерных и особенно рабочих квалифицированных кадров, который с годами лишь усугублялся. В лихие 90- годы, когда месяцами задерживалась выплата зарплаты, работать на заводах было не престижно. Молодое поколение тогда повально пошло кто в коммерсанты, кто в юристы, кто в финансисты. Так с промышленных предприятий были вымыты рабочие кадры самого трудоспособного возраста – от 25 до 45 лет.

img_3967Проблему усугубил еще и тот факт, что советская система профтехобразования и в стране, и в республике была за 20 рыночных лет практически разрушена. Чтобы вернуть образовательную пирамиду в нормальное положение, мы в Торгово-промышленной палате Республики Татарстан (ТПП РТ) решили объединить усилия с профильными министерствами — образования и науки, промышленности и торговли, а также ведущими промышленными предприятиями республики.

В этом отношении стоит отметить, что нам было от чего оттолкнуться – в современном Татарстане развита не только нефтепереработка. Созданы высокотехнологичные кластеры — авиастроительный в Казани, автосборочный в Набережных Челнах, трубный в Альметьевске, а также в строительстве и сельском хозяйстве региона.
Так как буквально возрождать сошедшую на нет советскую систему профориентации не было никакого смысла, мы решили начать с изучения лучших зарубежных прикладных практик. Наши делегации побывали в Финляндии, Австрии и Германии, в других странах. Наиболее подходящим для наших реалий оказался опыт немецкой системы дуального образования.

Как известно, это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – непосредственно на будущем рабочем месте.

Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые оснащены тренажерами и виртуальным симуляторами. Важнейший компонент дуального образования – подготовленные предприятиями кадры опытных наставников.

img_3968Родоначальником системы дуального образования и образцом для всего Евросоюза считается Германия, где оно введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

ТПП РТ еще в 2007 году заключила соглашение о сотрудничестве с ТПП Лейпцига, эти связи стали успешно развиваться на протяжении многих лет. Понятно, что просто снять кальку и внедрить «один в один» немецкий опыт в Татарстане не получилось бы — слишком разные у нас экономики и региональные законы. Например, подготовка и переподготовка кадров Германии прямо входит в обязанность местных Торгово-промышленных палат. А вот в России это дело добровольное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все больше отрицательными.

Но предпосылки к внедрению дуальной системы образования есть и в российских учебных заведениях, и на отечественных промышленных предприятиях. Учебный план у нас также может составляться как из предметов госпрограммы, обязательных к обучению, так и вариативной части, в которую лицей или колледж могут вносить изменения согласно пожеланиям промпредприятий — будущих работодателей.

На базе Казанского радиомеханическом колледжа правительство Татарстана и госкорпорация «Ростех» планируют создать ресурсный центр радиоэлектроники. Это будет современный учебный центр для подготовки специалистов в области радиоэлектроники, оптоэлектроники, робототехники. На недавнем попечительском совете была презентована дорожная карта его развития. Колледж ведет большую работу по внедрению практикоориентированного обучения, как результат — значительно возросло количество абитуриентов, желающих в нем учиться. Его студенты чувствуют поддержку государства, обучаясь в целевых группах и получая стипендию в размере более 5 тысяч рублей и компенсацию на жилье в размере 9 тысяч рублей.

В августе 2015 года в Зеленодольске состоялось торжественное открытие ресурсного центра на базе Зеленодольского механического колледжа. Он будет центром компетенций и подготовки кадров по применению высоких технологий в области автоматизации технологических процессов и производств. Помимо отремонтированного здания механического колледжа, ресурсный центр включит в себя здание бывшего филиала КФУ и Зеленодольского детского дома. Потенциал центра позволит готовить специалистов не только для машиностроения, но и для аграрной сферы и ЖКХ.

В феврале 2015 на базе Сармановского аграрного колледжа открылся Ресурсный центр профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Немалые средства в создание ресурсного центра вложило предприятие «Агросила групп». В центре полностью отремонтированы и оборудованы кабинеты, приобретены тренажеры для практических занятий, тренажеры устройства автомобилей и сельскохозяйственной техники, а также агрегатов к ним. Оснащенность лабораторий, классы, образовательные программы, индивидуальное обучение соответствует международным требованиям.

В работе по созданию ресурсных центров в республике ТПП РТ участвует через специально созданную в 2009 году автономную некоммерческую организацию (АНО) «Поволжское агентство качества и сертификации профессионального образования». Инициатором ее создания выступила ТПП РТ. Это наша 100-процентная «дочка» в статусе независимой и некоммерческой организации. АНО занимается профессионально-общественной аккредитацией программ ресурсных центров в соответствие с федеральным законодательством, привлекает независимых экспертов, которые оценивают качество подготовки выпускников, насколько оно соответствует требованиям со стороны работодателей. ТПП РТ постоянно курирует работу АНО, через агентство палата участвует в тендерах на поездки по изучению опыта – поскольку на это тратятся бюджетные средства. В то же время не возбраняются аналогичные зарубежные поездки за счет предприятий с той же целью.

В 2012-13 годах АНО участвовало в апробации проектов федеральной целевой программы развития образования до 2015 года. Через АНО в 2013-14 году был реализован проект «Развитие системы профессионально-общественной оценки программ профессионального образования в Поволжском регионе». Мы выиграли этот грант. По итогам проведения этой работы сделаны рекомендации для развития профессионального образования в РФ и РТ.
Мы восстанавливаем систему работы наставников – по этому поводу есть постановление Кабинета министров РТ, чтобы заинтересовать предприятия стимулировать работу наставников. Методически развитию среднего профессионального образования (СПО) содействует наука. Создан экспертный совет, в его составе — работодатели представители вузов Татарстана, в том числе Казанского (Приволжского) федерального университета, других ведущих учебных заведений.

…Еще не все реализовано по системе дуального образования, но фундамент уже заложен. Сегодня утверждено Положение о профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, разработаны рекомендации образовательным организациям и экспертам по подготовке и осуществлению процедуры независимой оценки программ профобразования. Также проведена профессионально-общественная аккредитация 20 образовательных программ среднего профессионального образования и 12 основных программ профессионального обучения для 6 Ресурсных центров подготовки квалифицированных кадров Республики Татарстан по приоритетным для региона направлениям подготовки.

21 мая 2015 г., в рамках деловой программы финала III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia-2015, Торгово- промышленная палата Республики Татарстан провела «круглый стол» с участием представителей субъектов РФ по теме «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент оценки качества подготовки кадров».

Если на сегодня аккредитованы учебные программы шести ресурсных центров, то в перспективе их будет около 20, они будут дополнены программами по другим специальностям, в том числе строительным.

Закономерным результатом наших усилий по становлению дуального образования в Татарстане стало право проведения мирового чемпионата рабочих профессий World Skills в 2019 году в Казани. Начав несколько лет назад борьбу за право проведения чемпиона в республике, мы исходили из того, что для удовлетворения кадрового голода в промышленности необходимо использовать весь арсенал повышения престижности рабочих профессий, предоставления повышенных стипендий, льгот, участия в региональных конкурсах по профессии, всероссийских и международных состязаниях.

С 2012 года Россия присоединилась к системе проведения чемпионатов рабочих профессий WorldSkills. Эти соревнования направлены на отбор лучших в своих профессиях, наиболее подготовленных специалистов по различным компетенциям. Задания разрабатывает специальный экспертный совет движения WorldSkills, затем они распространяются по различным регионам и республикам России. Внутри каждого региона проводятся свои региональные чемпионаты, чтобы выбрать лучших молодых специалистов. Пока участники чемпионата выполняют работу в рамках своей специальности, за ними наблюдают эксперты, которые следят за качеством ее выполнения и соблюдением техники безопасности.

Наша ТПП РТ по согласованию с отраслевыми министерствами и Президентом Татарстана подготовила проект – предложила провести этап мирового чемпионата в Татарстане еще в 2012 году. Татарстан уже тогда был готов провести в Казани региональный, национальный и даже мировой чемпионат. Но в силу разных причин предпочтение было отдано другому проекту.
Мировые чемпионаты проводятся один раз в два года, по нечетным годам. Чемпионат 2013 года был проведен в Лейпциге (Германия). В Лейпциге побывала делегация Татарстана, наши представители оценили уровень организации и сделали вывод: в Казани все можно организовать не хуже, а лучше!

В 2015 году чемпионат проводился в Сан-Паулу (Бразилия), в 2017 будет проводиться в Абу-Даби. Свои заявки на проведение чемпионата в 2019 году выставляли Казань, Париж и Шарлеруа (Бельгия). Победил наш проект. И теперь республика активно готовится к этому масштабному мероприятию, которое состоится июне-июле 9019 года.

В рамках подготовки к мировому чемпионату пройдут соревнования World Skills в российских регионах, затем всероссийский национальный чемпионат, победители которого примут участие в мировом. Второй и третий российские этапы чемпионата World Skills проходили у нас в Казани в 2014 и 2015 году. В 2014-м команда Татарстана заняла первое место на всероссийском чемпионате. В Сан-Паулу в этом году в составе российской команды участвовало 30 человек, из них трое – из Татарстана. Российская команда привезла шесть медалей. Таким образом, постепенно накапливается драгоценный опыт международных соревнований по рабочим профессиям, что повышает их престижность.

На базе Казанского радиомеханическом колледжа правительство Татарстана и госкорпорация «Ростех» планируют создать ресурсный центр радиоэлектроники. Это будет современный учебный центр для подготовки специалистов в области радиоэлектроники, оптоэлектроники, робототехники. На недавнем попечительском совете была презентована дорожная карта его развития. Колледж ведет большую работу по внедрению практикоориентированного обучения, как результат — значительно возросло количество абитуриентов, желающих в нем учиться. Его студенты чувствуют поддержку государства, обучаясь в целевых группах и получая стипендию в размере более 5 тысяч рублей и компенсацию на жилье в размере 9 тысяч рублей.

В августе 2015 года в Зеленодольске состоялось торжественное открытие ресурсного центра на базе Зеленодольского механического колледжа. Он будет центром компетенций и подготовки кадров по применению высоких технологий в области автоматизации технологических процессов и производств. Помимо отремонтированного здания механического колледжа, ресурсный центр включит в себя здание бывшего филиала КФУ и Зеленодольского детского дома. Потенциал центра позволит готовить специалистов не только для машиностроения, но и для аграрной сферы и ЖКХ.

В феврале 2015 на базе Сармановского аграрного колледжа открылся Ресурсный центр профессионального образования по подготовке рабочих кадров и специалистов для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Немалые средства в создание ресурсного центра вложило предприятие «Агросила групп». В центре полностью отремонтированы и оборудованы кабинеты, приобретены тренажеры для практических занятий, тренажеры устройства автомобилей и сельскохозяйственной техники, а также агрегатов к ним. Оснащенность лабораторий, классы, образовательные программы, индивидуальное обучение соответствует международным требованиям.

img_3985В работе по созданию ресурсных центров в республике ТПП РТ участвует через специально созданную в 2009 году автономную некоммерческую организацию (АНО) «Поволжское агентство качества и сертификации профессионального образования». Инициатором ее создания выступила ТПП РТ. Это наша 100-процентная «дочка» в статусе независимой и некоммерческой организации. АНО занимается профессионально-общественной аккредитацией программ ресурсных центров в соответствие с федеральным законодательством, привлекает независимых экспертов, которые оценивают качество подготовки выпускников, насколько оно соответствует требованиям со стороны работодателей. ТПП РТ постоянно курирует работу АНО, через агентство палата участвует в тендерах на поездки по изучению опыта – поскольку на это тратятся бюджетные средства. В то же время не возбраняются аналогичные зарубежные поездки за счет предприятий с той же целью.

В 2012-13 годах АНО участвовало в апробации проектов федеральной целевой программы развития образования до 2015 года. Через АНО в 2013-14 году был реализован проект «Развитие системы профессионально-общественной оценки программ профессионального образования в Поволжском регионе». Мы выиграли этот грант. По итогам проведения этой работы сделаны рекомендации для развития профессионального образования в РФ и РТ.

Мы восстанавливаем систему работы наставников – по этому поводу есть постановление Кабинета министров РТ, чтобы заинтересовать предприятия стимулировать работу наставников. Методически развитию среднего профессионального образования (СПО) содействует наука. Создан экспертный совет, в его составе — работодатели представители вузов Татарстана, в том числе Казанского (Приволжского) федерального университета, других ведущих учебных заведений.

…Еще не все реализовано по системе дуального образования, но фундамент уже заложен. Сегодня утверждено Положение о профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, разработаны рекомендации образовательным организациям и экспертам по подготовке и осуществлению процедуры независимой оценки программ профобразования. Также проведена профессионально-общественная аккредитация 20 образовательных программ среднего профессионального образования и 12 основных программ профессионального обучения для 6 Ресурсных центров подготовки квалифицированных кадров Республики Татарстан по приоритетным для региона направлениям подготовки.
21 мая 2015 г., в рамках деловой программы финала III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia-2015, Торгово- промышленная палата Республики Татарстан провела «круглый стол» с участием представителей субъектов РФ по теме «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как инструмент оценки качества подготовки кадров».

Если на сегодня аккредитованы учебные программы шести ресурсных центров, то в перспективе их будет около 20, они будут дополнены программами по другим специальностям, в том числе строительным.

Закономерным результатом наших усилий по становлению дуального образования в Татарстане стало право проведения мирового чемпионата рабочих профессий World Skills в 2019 году в Казани. Начав несколько лет назад борьбу за право проведения чемпиона в республике, мы исходили из того, что для удовлетворения кадрового голода в промышленности необходимо использовать весь арсенал повышения престижности рабочих профессий, предоставления повышенных стипендий, льгот, участия в региональных конкурсах по профессии, всероссийских и международных состязаниях.

С 2012 года Россия присоединилась к системе проведения чемпионатов рабочих профессий WorldSkills. Эти соревнования направлены на отбор лучших в своих профессиях, наиболее подготовленных специалистов по различным компетенциям. Задания разрабатывает специальный экспертный совет движения WorldSkills, затем они распространяются по различным регионам и республикам России. Внутри каждого региона проводятся свои региональные чемпионаты, чтобы выбрать лучших молодых специалистов. Пока участники чемпионата выполняют работу в рамках своей специальности, за ними наблюдают эксперты, которые следят за качеством ее выполнения и соблюдением техники безопасности.

Наша ТПП РТ по согласованию с отраслевыми министерствами и Президентом Татарстана подготовила проект – предложила провести этап мирового чемпионата в Татарстане еще в 2012 году. Татарстан уже тогда был готов провести в Казани региональный, национальный и даже мировой чемпионат. Но в силу разных причин предпочтение было отдано другому проекту.
Мировые чемпионаты проводятся один раз в два года, по нечетным годам. Чемпионат 2013 года был проведен в Лейпциге (Германия). В Лейпциге побывала делегация Татарстана, наши представители оценили уровень организации и сделали вывод: в Казани все можно организовать не хуже, а лучше!

В 2015 году чемпионат проводился в Сан-Паулу (Бразилия), в 2017 будет проводиться в Абу-Даби. Свои заявки на проведение чемпионата в 2019 году выставляли Казань, Париж и Шарлеруа (Бельгия). Победил наш проект. И теперь республика активно готовится к этому масштабному мероприятию, которое состоится июне-июле 2019 года.

В рамках подготовки к мировому чемпионату пройдут соревнования World Skills в российских регионах, затем всероссийский национальный чемпионат, победители которого примут участие в мировом. Второй и третий российские этапы чемпионата World Skills проходили у нас в Казани в 2014 и 2015 году. В 2014-м команда Татарстана заняла первое место на всероссийском чемпионате. В Сан-Паулу в этом году в составе российской команды участвовало 30 человек, из них трое – из Татарстана. Российская команда привезла шесть медалей. Таким образом, постепенно накапливается драгоценный опыт международных соревнований по рабочим профессиям, что повышает их престижность.

Валерий Герасимов (1949 — 2017)