%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2

Александр Викторович Макаров. Биография

Выпускник Уральского политехнического института (УПИ) по специальности «инженер-экономист». В 1977 — 1980 годах – аспирант Института экономики Уральского научного центра АН СССР. В 1980 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. С 1981 по 1986 годы работал на Уральском компрессорном заводе – начальником механического цеха, заместителем директора завода по производству, заместителем директора завода по экономике. С 1987 по 1993 годы работал в Институте экономики Уральского отделения РАН – старший научный сотрудник, зав. сектором предприятий, ведущий научный сотрудник. С 1994 по 2004 годы являлся руководителем и собственник частного бизнеса по консалтингу, обучению, оптовой и розничной торговле, производству, услугам. С 2005 по 2009 годы работал в Правительстве Свердловской области руководителем департамента машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2009 по 2011 годы работал в Уральском государственном экономическом университете – проректор по науке, советник ректора по инновациям, заведующий кафедрой менеджмента.

С июля 2011 года — вице-президент Уральской ТПП. Является специалистом в области теории и практики управления предприятиями, отраслями, региональной экономики, промышленной политики. Автор 14 монографий, многих научных статей.

Авторская лекция Александра Макарова

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты, доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова

Системнообразующие элементы дуального образования:зарубежный и российский опыт торгово-промышленных палат

Дуальное (практико-ориентированное) образование представляет собой форму профессиональной подготовки специалистов, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть на базе образовательной организации.

Образовательный процесс, сочетает практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном учреждении.

Анализ исследований позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является дуальная система обучения Германии и Австрии. В качестве примера в России рекомендована система дуального образования Германии.

Немецкий опыт

В Германии одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время – на предприятии. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат.

Основная отличительная особенность профессионального образования Германии состоит в том, что доля практических внеаудиторных занятий составляет от 50 до 70 % объема учебного времени. Большинство предприятий при этом полностью принимают на себя затраты по практическому обучению студентов, в некоторых случаях финансируют даже теоретическое обучение студентов.

Другой отличительной особенностью дуальной образовательной системы Германии является то, что в учебном плане базовые общеобразовательные дисциплины интегрированы в профессиональные модули, а для обоих мест обучения существуют независимые, но согласованные между собой законодательные положения.

Во время обучения учащиеся получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. А у обучающихся появляется мотивация учиться не «для галочки». Таким образом, дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность. Что касается самого предприятия, то для него это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации.

Вообще в Германии дуальное профессиональное обучение реализуется по 349 профессиям. В итоге в стране дуально учится около 65% всех учащихся учится дуально. Что касается финансирования дуального профессионального образования, то оно производится, как правило, в следующем соотношении — около 66% оплачивают предприятия, остальные 34% — государство.

Системообразующими элементами дуального образования в Германии являются:

— закон о профессиональном образовании (BBiG), в том числе регламентирующий взаимодействие всех заинтересованных лиц в системе дуального образования.

— Профессиональные образовательные организации, которые являются исполнителями заказа на подготовку кадров. Государство финансирует профессионально-технические училища для ведения теоретической подготовки.

— Работодатели, которые являются заказчиками на подготовку кадров в соответствии с собственными потребностями в среднесрочной перспективе.

Работодатели заинтересованы в качественном развитии бизнеса, росте производительности труда, конкурентоспособности продукции. Данных результатов, с точки зрения работодателей, можно достичь только благодаря хорошо подготовленным кадрам, прошедшим процедуры оценки профессиональных квалификации.

И это — основной мотив участия немецкого бизнеса в процессе дуального обучения. Таким образом организации работодателей «выращивают» свои кадры, просчитывая их количество, обеспечивая условия обучения и мотивацию к закреплению на рабочем месте. В итоге студенты последнего года обучения уже обладают необходимой квалификацией, и качество произведенной ими продукции при разнице в заработной плате ученика и работника позволяют предприятию окупить до двух третей расходов на обучение. Оставшуюся часть расходов государственная налоговая система относит на затраты. Но при этом трудоустройство выпускников практически стопроцентное.

— Торгово-промышленные и ремесленные палаты, которые по поручению государства выполняют функцию координатора и компетентного органа в соответствии с законом о профессиональном образовании и выполняют следующие задачи:

— установление потребности в новых квалифицированных кадрах,

— консультирование предприятий по всем организационным, педагогическим и правовым вопросам профессионального образования.

— Проверка пригоднoсти предприятия к производственному обучению,

— оценка образовательной программы (совместно с работодателями),

— контроль за обучением, в соответствии с условиями договора о профессиональном обучении,

— подготовка задач экзаменационных работ,

— организация и проведение выпускных экзаменов.

— сертификация выпускников,

— поиск дополнительных мест производственного обучения.

— подготовка и проведение информационных мероприятий.

В итоге именно система ТПП в Германии организовывает включение предприятий в дуального образование. При этом контроль за деятельностью ТПП в области профессионального образования возлагается на Комитеты по профессиональному образованию, которые утверждаются с участием ТПП и включают в себя по 6 представителей работодателя, работников (Профсоюзов), преподавателей профтехучилищ, компетентные государственных органов (Министерства образования)

В рамках своих обязанностей КПО действует в интересах развития качества профессионального образования, утверждает все документы правового регулирования в профессиональном образовании, принимаемые ТПП. Немецкую дуальную систему не удалось повторить ни в одной стране. На практике страны, перенимающие немецкий опыт, адаптируют его с учетом местных условий.

Российский опыт

Все успешные Российские практики развития дуальной системы образования связаны с опытом отдельных крупных предприятий или с участием отдельных регионов в Федеральном пилотном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

И хотя имеется относительно развитая образовательная база в организациях профобразования, в стране отсутствует законодательство регламентирующего взаимодействие заинтересованных лиц, определяющего источники финансирования обеспечивающего работу всей системы дуального образования, мотивационные инструменты и обязательные требования, понуждающие работодателей включаться в дуальное образование. Даже термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и не может использоваться профессиональными образовательными организациями и работодателями.

Также отсутствует мотивация работодателей к участию в дуальном образовании. Как и компетентный орган, которому законодательно переданы полномочия и компетенции по координации процесса внедрения и реализации модели дуального образования. Конечно, в отдельных регионах реализуются отдельные проекты и программы, которые совершенно, но они не обеспечивают построение целостной саморазвивающейся системы дуального образования в стране.

И все же, несмотря на то, что все существующие региональные практики, не являются успешными в полном понимании этого слова, они достойны изучения и дальнейшего развития. Например, в Татарстане, Пермском крае, Белгородской, Тамбовской областях РФ.

Республика Татарстан

Системообразующие элементы

В республике постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок осуществления дуального обучения учащихся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования Республики Татарстан. Дуальная система в Татарстане реализуется как Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации.

Лабораторно-практические занятия теоретической части и самостоятельная работа студентов переносятся на предприятие, позволяя увеличить долю практических занятий на 40-45%, при соблюдении образовательного стандарта СПО. Для реализации дуальной системы образования в Татарстане действует Научно-образовательный кластер, который является удобной формой социального партнерства, включающий вузы, предприятия, и образовательные организации среднего профессионального образования.

Эффективность профессионального образования в регионе обеспечивается не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью, поддержанной частно-государственным партнерством.

Особенностями дуального обучения в Республике Татарстан является целевой заказ специалистов на основе средне- и долгосрочного прогноза кадровых потребностей, а также:

— преемственность – от профессиональной ориентации школьника до всех этапов подготовки рабочего,

— двуединый принцип формирования профессиональных образовательных программ на базе образовательного стандарта и корпоративного профессионального стандарта.

— Внедрение международных стандартов WSR в профессиональные образовательные программы,

— профессионально – общественная аккредитация образовательных программ.

— оценка качества профессиональных квалификаций.

Белгородская область

В регионе создан коллегиальный орган по управлению проектом, Департамент внутренней и кадровой политики под руководством Первого заместителя Губернатора Белгородской области. Реализуется совместное управление государственной системой среднего профессионального образования посредством создания автономных образовательных организаций и создания управленческих структур с участием представителей бизнес-сообщества (наблюдательных советов).

Формируется государственное задание на подготовку кадров на основе «прямого» заказа хозяйствующих субъектов и региональных отраслевых объединений работодателей (принцип – каждое бюджетное место под конкретный заказ работодателя). Организуется дуальное обучения учащихся и студентов на производстве (обучение на рабочем месте под руководством наставника с использованием современного технологического оборудования).

Оценка профессиональной квалификации специалистами предприятий находится под контролем общественных объединений работодателей (объективность оценки обеспечена репутацией участников процедуры). Гарантированное трудоустройство и закрепление выпускников на предприятиях (закрепление рабочего места на предприятии со стадии приема, отбор потенциальных работников из числа студентов в процессе дуального обучения, заключение договоров о предоставлении образовательного займа с последующим трудоустройством).

Переход от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора ведется на протяжении всей жизни (диверсификация образовательных траекторий различных социальных групп населения).

Тамбовская область

Реализации проекта в регионе сопровождается законодательно закрепленной стратегией развития трудовых ресурсов. Создан Наблюдательный Совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Разработан План мероприятий (дорожная карта) по реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в Тамбовской области» до 2016 года.

Стратегия действий в этом направлении основана на позиции региональной власти по внедрению дуальной модели обучения (образования), координации внедрения дуальной модели обучения (образования) на уровне региональных органов исполнительной власти, отраслевыми советами работодателей, сильной профориентационной работой, непрерывным образованием, оценкой профессиональных квалификации и компетенций при региональной Торгово-промышленной палате.

Пермский край

В этом регионе организацией, управляющей проектом, определена Торгово-промышленная палата Пермского края. Палата ведет постоянный анализ потребности в рабочих кадрах на среднесрочную перспективу, осуществляет сбор заявок на кадры со стороны бизнеса (специализированная электронная площадка). Палата формирует и консолидированный заказ в системе СПО (совместно с Министерством образования и науки), размещает заказ в системе среднего профессионального образования (совместно с Министерством образования и науки РФ), подписывает трехсторонние соглашения по организации профессионального образования, ведет корректировку образовательных программ и контролирует процесс дальнейшего трудоустройства выпускников.

Вся эта деятельность ведется на основе соглашений о сотрудничестве, заключенных между Правительством Пермского края и Пермской торгово-промышленной палатой, а также я о взаимодействии Пермской торгово-промышленной палаты и Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования.

Подводя итог теме нашей лекции, хотелось бы подчеркнуть, что основными ограничениями на пути успешного распространения дуального образования являются отсутствие Федеральной законодательной базы и мотивации работодателей, недостаток координации взаимодействия участников и разобщенность работодателей.

Несмотря на это, в Свердловской области не только возможно, но и необходимо реализовать ряд первоочередных мер. Например — выпустить региональные нормативные акты регламентирующие взаимодействие всех заинтересованных лиц, определяющие источники и размеры финансирования обеспечивающего работу всей системы дуального образования, а не только непосредственно самого процесса обучения, мотивационные инструменты, понуждающие работодателей включаться в дуальное образование.

Кроме того, важно законодательно определить организацию-координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе, ее полномочии, компетенции и источники финансирования. Выбор координатора является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.

Важно также создать орган контролирующий процесс внедрения и реализации системы дуального образования, состоящий из представителей работодателей, профсоюзов, организаций профобразования и Министерства общего и профессионального образования.

А в дальнейшем необходимо организовать практическую совместную работу министерства общего и профессионального образования Свердловской области, системы среднего профессионального образования, Уральской торгово-промышленной палаты и работодателей.

Учитывая опыт Германии, а в Российской Федерации — Татарстана и Пермского края, именно региональная торгово-промышленная палата выступает инициатором построения системы дуального образования в Свердловской области на основе результатов, уже достигнутых в рамках проекта «Уральская инженерная школа».