Школа управляющего директора ЕВРАЗ НТМК

Тема нашей лекции – организация процесса подготовки кадрового резерва инженерно-технических работников на замещение управленческих должностей в среднем и высшем эшелоне управления производством на ЕВРАЗ НТМК. Мы назвали этот образовательный проект «Школа управляющего директора ЕВРАЗ НТМК». Но прежде чем приступить к рассказу об этом, стоит сказать несколько слов о самом предприятии и о том, как у нас организована подготовка и переподготовка персонала.

Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) основан в 1940 году и является наследником традиций Демидовского металлургического завода, работавшего в городе с XVIIIвека. Предприятие представляет собой компактный высокотехнологичный металлургический комплекс по производству наиболее чистой по примесям первородной конвертерной стали, что обеспечивает выпуск металлопродукции с любыми заданными показателями по качеству и надежности.

Основными видами нашей продукции являются эксклюзивный в РФ сортамент строительного проката (двутавры, швеллеры, уголки, шпунт), а также широкая линейка проката транспортного назначения (колеса, бандажи,рельсы, осевая заготовка, вагоностроительные профили). Стоит отметить, чтоЕВРАЗ НТМК совместно с Западно-Сибирским металлургическим комбинатом производят более 60% крупных швеллеров в России.

Производство на комбинате осуществляется по схеме полного металлургического цикла.В 2014 году ЕВРАЗ НТМК выпустил 4,8 миллиона тонн чугуна, 4,2 миллиона тонн стали, 2,8 миллиона тонн металлопроката. Продукция ЕВРАЗ НТМК выпускается в соответствии с российским, зарубежным и международным стандартами, имеет многочисленные

российские и иностранные сертификаты, в том числе сертификат «О признании ОАО «НТМК» как изготовителя стальной продукции (непрерывнолитых слябов) согласно правилам международной корпорации «Регистр Ллойда»(Великобритания).

В свою очередь, Центр подготовки персонала ЕВРАЗУрал является базовым учреждением дополнительного профессионального образования и с 2007 года проводит обучение и семинары для работников организаций всех форм собственности, государственных учреждений, а также физических лиц.Центр готовит целый спектр рабочих технологических специальностей, органично встроен в производственную деятельность всего предприятия.

Подобные центры существовали и существуют на всех металлургических предприятиях России. Но когда в 2002 году я пришел на НТМК главным прокатчиком, а затем стал главным инженером, обратил внимание на то, что в Нижнем Тагиле не было специального металлургического института (ныне университета), как в Магнитогорске.

Соответственно, мы с управляющим директором НТМК,в то время Сергеем Константиновичем Носовым, ныне главой города Нижнего Тагила, сразу приступили к реорганизации уже работавшего на НТМК Центра подготовки персонала предприятия в более разноплановый и в то же время еще более специализированный учебный профессиональный центр.

На тот момент качество профессионально-технического образованияв городе и области значительно снизилось. Поэтому наш базовый учебный центр начал готовить рабочие кадры и заниматься переподготовкой инженерно-технических работников, в первую очередь, для НТМК. Также он получил задачу стать полноценным образовательным учреждением для всего региона. Это не простая задача, и для ее решения мы стали заниматься обеспечением центра постоянными и приглашаемымипреподавателями, а также формированием крепкой материально-технической базы.

Сегодня Центрподготовки кадров ЕВРАЗ НТМК включает в себя шесть современных учебных комплексов, где готовят электриков, электронщиков, специалистов по газу, гидравликов, сварщиков, стропальщиков. Неслучайно именно наш сварщик занял первое местов номинации «Лучший сварщик» конкурса «Славим человека труда» в Уральском федеральном округе,второе место в компетенции «Управление производственным процессом» на национальном чемпионате «WorldSkillsHigh-Tech 2015» в Екатеринбурге.

Центр располагает прекрасно оборудованными аудиториями, в которых можно организовать также дистанционное обучение, семинары и конференции. Работает собственный типографский комплекс, благодаря чему мы можем обеспечить всех желающих наглядными пособиями отличногокачества. В год ЦПП ЕВРАЗ Урал выпускаетдо 10 тысяч человек по различным обучающим программам. В том числе 7 тысяч выпускников–работники ЕВРАЗ НТМК, 2 тысячи – ЕВРАЗ КГОКа, и больше тысячи выпускников подготовлено по заказам сторонних предприятий и учреждений Нижнего Тагила. 

На ЕВРАЗ НТМК в производственном процессе сегодня представлено более 250 профессий, а ЦПП ЕВРАЗ Урал может готовить специалистов по 300 профессиям, причем по самому широкому производственному спектру. Наш центр, безусловно, встал на ноги, но в целом в нашем регионе и в нашей стране таких образовательных заведений все еще остро не хватает.

Страна и регион по-прежнему не восстановили качество профессионально-технического образования. Но нас как металлургов, естественно, прежде всего, волнует вопрос подготовки кадров в нашей отрасли. В последние десятилетия молодежь под влиянием мнения общества и родителей выбирала финансово-экономические, а не инженерно-технические специальности.

В итоге, когда мы несколько лет назад сделали срез предпочтений выпускников, то увидели, что желающих поступать в вузы на металлургические специальности крайне недостаточно. А ведь на современном металлургическом комбинате работать без специального высшего образования просто нельзя – большинство основных процессов производства чугуна и стали компьютеризированы. Все устаревшие переделы и экологически грязные способы производства металла давно уже остались в прошлом. Сегодняшний металлургический комбинат требует от работника все более растущего объема знаний и навыков на уровне XXI века.

Мы ожидаем положительных результатов и повышения качества образования от объединениятрех базовых учебных заведений Нижнего Тагила: горно-металлургического колледжа, техникума промышленных технологий и транспорта и Горнозаводского политехникума в Нижнетагильский горно-металлургический колледж.

Для привлечения молодежи на ЕВРАЗ НТМК разработана и действует комплексная программа по профориентации. Проводятся экскурсии

молодежи на наше производство. Только в 2015 году в подразделениях комбината проведено больше 60 экскурсий, у нас побывали 1200 учащихся. Комбинат оказывает поддержку воснащении оборудованиемспециальных учебныхклассов по техническим дисциплинам, в частности открыты лаборатории в НТГМК по электродинамике, теплотехнике, КИП и автоматике, сварочному делу. На средства ЕВРАЗа оборудованы порядка 10 кабинетов химии, физики и математики в школах Нижнего Тагила. Финансирование составило 9 миллионов рублей. В итоге учащиеся могут не только слушать лекции учителей, но и проводить опыты на современном оборудовании, постигать прикладную сторону инженерной науки.

А чтобы обучение было еще более эффективным, не только студенты, но и преподаватели колледжа проходят практику на ЕВРАЗ НТМК. Особенно если учесть, что в горно-металлургическом колледжереализуются проекты модернизации основных профессиональных образовательных программи комплексов для наших работников. В частности, для подготовки специалистов по профессии «Машинист крана металлургического производства» для НТГМК былоприобретено современное оборудование и учебные комплексы. Два новых тренажера полностью имитируют реальные производственные ситуации в цехах ЕВРАЗ НТМК. Эта учебно-производственная лаборатория является единственной, которая в Нижнем Тагиле готовит машинистов крана металлургического производства. Только на ее оснащение ЕВРАЗ НТМК направил порядка 1,3 миллиона рублей. Подобного современного оборудования больше нет ни в одном учебном заведении Нижнего Тагила!

В Новоуральском технологическом институте – филиале Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — мы также готовим специалистов для металлургического производства. Приходя из института, ребята доучиваются на реальном производстве по дуальному принципу еще порядка 160 учебных часов и затем приступают к работе.

Для особо одаренных школьников в учебных заведениях Нижнего Тагила, патронируемых ЕВРАЗ НТМК, мы подбираем учебные программы в Московском институте стали и сплавов (МИСИС), признанной кузнице кадров для металлургической отрасли всей страны.

Оборудовали в МИСИС собственную целевую аудиторию, отслеживаем учебный процесс наших «целевиков» на протяжении всех лет учебы,

предоставляем в случае необходимости возможность стажировок на предприятиях ЕВРАЗа.

Для меня как инженера принципиальным моментом является не только производственная жизнь инженера ЕВРАЗ НТМК, но и его культурные предпочтения, собственный учебный план самообразования, знание языков. Другими словами, все, что отличало дореволюционного инженера, к числу которых относился и мой дед. Стоит отметить, что тогда горный инженер, инженер-металлург, инженер-железнодорожник были столпами общества, считались элитой страны.

В считанные десятилетия в России на рубеже XIX–XXвеков были построены сотни первоклассных по тогдашним меркам горнорудных, металлургических, машиностроительных, текстильных заводов и фабрик, открыты нефтедобывающие промыслы в Баку, через всю страну проложен Транссиб – уникальный даже по сегодняшним меркам железнодорожный маршрут протяженностью более 9000 километров.

Главный творец всех этих технических ноу-хау – российский инженер царских времен. Это была фигура!И если мы действительно хотим создать инженерную школу, то должны получить инженера с большой буквы, образованного, культурного гражданина, знающего не только производственные процессы, но и культурные. Поэтому участники нашей Школы управляющего директоратрадиционно слушают лекции преподавателей и бизнес-тренеров,отчитываются в познаниях производственных дисциплин. Такжеот них требуется знание иностранных языков и оценивается общая эрудиция.

Как управляющий директор комбината, я всегда нахожу время на то, чтобы поинтересоваться в нашей научно-технической библиотеке всеми печатными новинками в металлургии. Считаю, что читать специализированную литературудолжны и инженеры, технологи, мастера и рабочие. Кстати, читают они, как выясняется, довольно много –про японскую концепцию бережливого производства, например. Или про советский аналог этой концепции организации производства – научную организацию труда (НОТ).

Школа управляющего директора

Металлургия – высокотехнологичная отрасль, требующая особо квалифицированных кадров. Производство металлопроката остается одной из самых выгодных сфер обрабатывающего производства, а сам металлопрокат – довольно ликвидной продукцией на отечественном рынке.

Кадровый вопрос остается определяющим в развитии производства, внедрении новых технологий. ЕВРАЗ НТМК постоянно реализует важные инвестиционные проекты, в которых значительное место отводится участию молодых топ-менеджеров. Благодаря Школе управляющего директора они переходят от ознакомления с азами производства к эффективному управлению производственным процессом и персоналом предприятия.

Выпускники школы – представители всех производственных цехов комбината. Можно сказать, что Школа управляющего директора ЕВРАЗ НТМК – наш ответ, наш вклад в «детализацию» Уральской инженерной школы, создание ее дуальных институтов. За 10 лет с 2006 года в наших Школах управляющего директора и главного специалиста ЕВРАЗ НТМК на комбинате подготовлены сотни менеджеров и специалистов, составивших кадровый резерв предприятия.

С 2012 года дополнительно к Школе управляющего директора начали действовать Школы главных специалистов (ШГС). Руководитель школы – технический директор комбината Николай Мухранов. Цель – подготовка высококвалифицированных инженеров по основным направлениям деятельности. В ШГС используются различные формы и методы обучения: электронные учебники, консультации экспертов, стажировки, решение инженерных задач по направлению школы и т.д. С 2012 по 2015 год проведено 10 школ: Школа главного механика, электрика, энергетика, специалиста автоматических систем управления, Школа специалиста-коксохимика, железнодорожника, прокатчика. Выпускниками программы стали более 130 инженеров.

Перспективные сотрудники из кадрового резерва неоднократно назначались на ответственные руководящие должности. В частности – технического директора, начальника технического управления, главного механика, главного энергетика, директора корпоративного учебного центра, начальников цехов. Все они состоялись как руководители за десять прошедших лет в том числе благодаря нашей школе.

Каждый выпускник Школы управляющего директора ЕВРАЗ НТМК, а всего состоялось три выпуска, находится под моим контролем. Это реальная школа жизни, где еженедельно происходит анализ всех производственных ситуаций во всех технологических подразделениях комбината. Дополнительно разбираются ситуации, которые очевидны для менеджеров и специалистов. В итоге у нас постоянно идет яркий профессиональный тренинг с примерами из реальной жизни. Причем слушателям школы нужно обязательно найти выход из любой проблемы и предложить адекватное решение в присутствии управляющего директора и руководства комбината.

Кроме того, формат производственного рапорта требует от специалиста умения за 5 минут представить свою идею и показать владение искусством публичного выступления. В учебный план школы подбираются и развивающие мероприятия, так как специалист из кадрового резерва предприятия должен владеть методиками управления персоналом в реалиях производственной жизни человека. А также освоить финансовый менеджмент и правовое регулирование своей деятельности. Каждый выпускник должен демонстрировать знания во всех аспектах!

Наша задача состоит в том, чтобы за два года, пока длится школа, вырастить для кадрового резерва комбинатаначальника цеха, ведущего специалиста для каждой из отраслей, представленных на предприятии. Отбор в школу проводится среди инженеров возрастом от 25 до 40 лет и состоит из трех этапов. На первом этапе для поступления в школу необходима рекомендация начальника цеха. На втором соискатель проходит психологическое тестирование. На третьем – происходит оценка соискателя со стороны главного отраслевого специалиста комбината по профилю будущего слушателя школы.

Задания учитывают не только производственную и экономическую практику инженера, но и тренировку действий менеджера в условиях управленческой турбулентности. Для изучения внешних компетенций мы приглашаем провайдеров и бизнес-тренеров самого высокого класса. При этом не экономим, так как наши школьники должны предлагать классные, экономически просчитанные и эффективные инвестпроекты.

Постоянно идут перекрестные стажировки в различных подразделениях комбината и на других предприятиях ЕВРАЗа. В результате мы получаем менеджера, специалиста с большим инженерным кругозором, гибким технологическим мышлением и опытом решения сложных экономических задач. Эти ребята узнаваемы на уровне первой линейки наших руководителей. Это очень хорошо видно во время реперных встреч, когда я как управляющий директор, обязан дать нашим школьникам максимальную мотивацию. Разбирать производственные ситуации так, чтобы парни приступали к работе с горящими глазами и максимумом новых идей по улучшению производственных процессов.

Учебный процесс школы заряжен на прикладное техническое применение для комбината. Каждая новая Школа управляющего директора не похожа на предыдущие. Она меняется вместе с технологическими изменениями и экономической ситуацией. В первой школе, например, установка была на смену поколений,чтобы к руководству пришло больше молодых руководителей, которые мыслят по-другому. Она началась в 2006 году.

Вторая школа стартовала в 2009 году. В курсе обучения появилось еще одно направление –«бережливая экономика», в лексиконе слушателей школы появилась фраза «Запас – это управляемый процесс». Третья школа в 2012 году начала решать проблемы производственных коммуникаций. Например, взаимодействия технологов с ремонтниками, чтобы они научились понимать и слышать друг друга на фоне все более усложняющейся техники и логистики производственных процессов.

За все время обучения в школах резервисты углубленно изучают экономические и металлургические дисциплины, вопросы правового регулирования и финансового менеджмента, совершенствуют лидерские качества и навыки принятия управленческих решений.

При необходимости учащиеся Школы управляющего директора проходят стажировку на зарубежных предприятиях – партнерах ЕВРАЗа– по технологическому перевооружению производства, где практически знакомятся с организацией производственных процессов, изучают технологии управления сталелитейным и прокатным производствами, вопросы организации труда, экологической безопасности, технические инновации.

После возвращения учащиеся готовят развернутый отчет о стажировке, где указывают, что полезного они извлекли из поездки, какие технические новинки заметили, как полученный опыт может быть использован в повседневной работе.

Все три школы закономерно оказались очень разными. Но объединяет их главное – нам удалось в 2 года спрессовать объем знаний и компетенций, на освоение которых у наших школьников в обычных условиях ушло бы 10–15 лет. Раньше такого на предприятии не было. По большому счету – решена задача создания команды управляющегодиректора. Причем с явным приоритетом формирования производственных функций.

Итогом обучения всегда становится своеобразная «защита диплома» – обоснование собственного проекта по повышению эффективности работы

отдельного подразделениякомбината. По результатам защиты вручается сертификат об успешном окончании Школы управляющего директора.

Таким образом, главной задачей Школы управляющего директора ЕВРАЗ НТМК стало развитие технологий во всех подразделениях комбината, повышение качества и уменьшение себестоимости, что позволило сохранить конкурентоспособность нашей продукции на отечественном и международном рынках. Нас радует, что опыт школы используется и на других предприятиях ЕВРАЗа.

Сегодня перед нами стоит задача продолжить формирование нового поколения высококвалифицированных менеджеров. Кадровый вопрос всегда был определяющим в развитии производства, новых технологий. Я верю в молодых ребят и надеюсь, что они пополнят ряды лучших отечественных руководителей. Мы, со своей стороны, делали, делаем, и будем делать для этого все необходимое.

Школа управляющего директора – низкозатратный, но очень эффективный образовательный проект. Для нас будет большой честью представить его неотъемлемой частью Уральской инженерной школы.