img_3155

Парадокс, но словосочетание «Детская школа», возможно, удивит не только филолога, который увидит в термине этакое «масло масляное», так и истинных знатоков истории. Так как во времена Древнего Рима в числе главных значений латинского термина «Школа» (Shola) значатся, в частности, «скамьи, установленные полукругом», а также «сообщество» и «корпорация» и еще много чего, но только не «Школа для детей» в нашем, ставшем таким привычном, понимании!

Понятие «Школа» каждый волен примерять на себя в том значении, каким оно видится любому конкретному мыслящему индивидууму. В этом смысле для нас в Бизнес-школе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) проект «Детская школа» стал первой ступенью адаптации маленьких граждан большой страны к жизни во взрослом мире, в общество, где постоянно распределяются (и перераспределяются тоже) социальные роли, и в любом возрасте продолжается поиск пути к своему призванию.

В каком возрасте надо учить предпринимательским навыкам? Насколько методики Master of Business Administration (МВА) подходят для профессиональной ориентации детей и подростков? Для ответов на эти вопросы в 2014 году и была создана Детская школа предпринимательства при РСПП.

img_1069

Социально-волонтерский образовательный проект создан для программ для детей от 8 лет и нацелен на диагностику профессионального и личностного потенциала детей. Применение методик ранней профессиональной ориентации помогают выявить детей, имеющих предрасположенность к занятию предпринимательской деятельностью. В рамках обучения дети осваивают те дисциплины и навыки, которые требуются для достижения успеха и соответствующих результатов в различных областях жизни и, прежде всего, в предпринимательстве, в том числе социальном.

Спикерами «Детской школы» РСПП стали преподаватели Бизнес-школы РСПП, профессиональные эксперты и лидеры мнений из различных сфер деятельности, а кураторами групп — выпускники программы Executive MBA (EMBA) Бизнес-школы РСПП. Это очень важный аспект – для выпускников (а это собственники и топ-менеджеры средних российских компаний и предприятий), — участие в «Детской школе» является формой их социальной ответственности. Для многих это первый опыт работы с детьми, и, если честно, не понятно, что для них становится большим вызовом в области личностного роста – обучение на программе ЕМВА или предпринимательское тьютерство.

Более того, многие выпускники признаются, что в процессе общения они многому учатся у детей. Ведь маленькие дети, если им не интересно, слушать не будут. А с учетом того, что основная задача кураторов — помочь детям подготовить проект в социальной сфере, то, окунаясь в проблематику той или иной проблемы и ища поиск ее решения, предприниматель сам становится сопричастным к волонтерским движениям.

img_1157

Среди важных проблем, которые видят дети в современном обществе – экология, переработка мусора, адаптация особенных детей и детей-инвалидов, вырубка лесов, борьба с курением, пропаганда здорового образа жизни и правильного питания и многое другое. 

Дети собирают информацию о выбранной проблеме: статистику, общественное мнение, работы специалистов. Во время занятий дети обсуждают решения данной проблемы, где одним из таких решений становится организация и проведение социальной акции. Когда ребята изучали проблема леса, по итогу они договаривалась с местными властями о посадке деревьев, если это проблемы мусора, то организовывался субботник, если тема- пропаганда спортивного образа жизни, то организуются веселые страты. Понятно, что в таком юном возрасте решить проблему более системно не получится. Но когда дети осознают, что они тем самым обратили внимание общественности не только на проблему, но еще своим делом доказали, что ее можно решать самим – это дорогого стоит. Более того, сам процесс организации акции – это полезные навыки ивент-менеджмента. Дети составляют детальный план мероприятия, пишут соответствующие письма в местные органы власти, партнерские и профильные организации, приглашают к участию своих друзей и взрослых. Конечно, мы их предварительно «страхуем» и обо всем со всеми договариваемся заранее, но дети учатся не только всем этапам проведения мероприятий, но и понимают, что перейти от слов к делу не так уж и сложно.

img_1411Вы спросите, почему именно социальная акция, а не бизнес-проект? Отвечу, что это сделано сознательно для того, чтобы дети учились мыслить в контексте социальной ответственности. Вне зависимости от того, чем в итоге решат заниматься ребята, они будут знать, что быть волонтером или заниматься благотворительной деятельностью не сложно, а наоборот, объединяет людей и дает много положительной энергии. Более того, все, что ребята наработали во время своей проектной деятельности, они должны переложить на мультик, что в свою очередь учит их визуализировать большое количество информации в короткий фильм, который в свою очередь должен «достучаться» до зрителей и тронуть их сердца.

Но это лишь часть образовательного проекта. Основная – это, конечно, изучение тех дисциплин, которые помогут не только в предпринимательской деятельности, но и просто во взрослой жизни. Основы финансовой и юридической грамотности помогают составить представление о бюджетах, кредитах, законодательстве, рисках. В части личной эффективности это тренинги по публичным выступлениям, командной работе, таймменеджменту, физиогномике и т.д.

img_1500Мы, наверное, одни их немногих, кто работает с детьми с 8 лет. И, хочу сказать, что нам не сразу удалось убедить наших преподавателей попробовать перестроиться под новые «детские» задачи. Но в итоге, все, кто решился попробовать, сейчас в полном восторге. С одной стороны, задача усложнилась, потому что надо проводить занятия в игровой форме, но с другой – от детей получаешь невероятный заряд позитивной энергии. Их непосредственность и радость жизни могут растопить лед самого огрубевшего от взрослой жизни преподавателя. А наш эксперт -графолог Лариса Дрыгваль заметила, что восьмилетние гораздо лучше интуитивно понимают и чувствуют, кем они хотят стать во взрослой жизни по сравнению с детьми 14-16 лет. Чтобы попасть к нам в Школу, дети пишут творческое сочинение на тему: «Кем я хочу быть и как моя работа поможет России». И когда ребенок пишет, что он хочет быть врачом, то графологическая экспертиза показывает, что у него действительно есть данные к этой профессии.

Мы проводим занятия в виде факультативов несколько раз в месяц по пятницам в течение учебного года или в виде городский летних лагерей на базе общеобразовательных школ Тульской области, Московской области, в Москве.

Мы понимаем, что дети перегружены не только основными предметами в школе, но и дополнительными творческими и спортивными занятиями, поэтому, с одной стороны, наши занятия проходят не так часто, но с другой – это помогает нам учить детей решать задачи «здесь и сейчас», сразу распределившись на подгруппы и на роли. С учетом того, что в группах у нас работают дети разных возрастов, мы столкнулись с тем, что дети из 4 класса традиционно относятся к детям из 3 класса, как к «малявкам». Но с помощью игровых практик мы показываем ребятам, что во взрослой жизни как раз так и будет — кто-то младше, кто-то умнее, кто-то опаздывает постоянно, но лишь правильно объединившись и поняв роль каждого члена коллектива любую работу можно сделать эффективнее и быстрее. Когда мы это доказываем на их же собственной работе, у ребят происходит некоторое переосмысление существующих стереотипов.

img_1549Сейчас такое время, когда жизнь меняется с невероятной скоростью, причем как в положительном, так и негативном контексте.Появляются новые вызовы, опасности, риски, новые формы и способы коммуникаций. Очевидно, что темп жизни вырастает с геометрической прогрессией. Поговорка – «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» — не актуально, если не сделаешь сегодня, то уже не сделаешь никогда, потому что завтра появятся новые, может, быть более сложные задачи. Наши дети должны быть готовыми к этим изменениям уже сегодня.

Но начинать необходимо с себя и со своей семьи. Очень важно показывать собственным детям, как можно справляться со всеми трудностями и идти вперед. Важно, чтобы родители понимали, что рождение ребенка — это повод для взрослого учиться вместе с ним и вместе с ним становиться лучше, а не отыгрываться на нем за то, что на улице нахамили. Дети – наши учителя. Они каждый день учат нас терпимости, состраданию, уважению, любви. Если видишь, что в поведении детей «что-то не так», то это сигнал того, что «что-то не так» именно с тобой. Дети – лишь отражают нас с вами. Поверьте, с 4 детьми я иногда сталкиваюсь с трудностями их поведения тоже. Хочешь изменить мир – начни меняться сам! Обсуждайте друг с другом то, что беспокоит – не копите обиды, говорите другу другу больше слов любви и поддержки, обнимайте друг друга чаще! Мир меняется стремительно, но базовые ценности остаются прежними. И чем более тревожными становятся времена, тем выше потребность в искренности и доброте.

img_1577

Предназначение любого родителя – помочь детям стать счастливыми и самодостаточными личностями и найти свое место в этом сложном мире, а наша Детская школа в этом им немного помогает.img_1746img_1890img_2263img_2364img_2424

*Евгения Александровна Шохина, заместитель главы представительства правительства Тульской области в Москве, президент Бизнес-школы Российского союза промышленников и предпринимателей, главный редактор журнала «Бизнес России», кандидат политических наук, имеет степени MBA, EMBA, мама 4 детей, Москва