Untitled-1

Об авторе

Возникла потребность «черкнуть пару слов» о Татьяне Черкас – однокурснике по факультету журналистики Уральского государственного университета. Немудрено — после того, как в мои руки попала ее лекция о детской школе журналистики, которую Татьяна создала и много лет ведет в ставшем для нее родном Челябинске, я кое-что понял. А именно то, что у нашей умирающей по сути профессии открывается второй шанс на спасение.

IMG_8825

Скромный педагог дополнительного образования с Южного Урала дает школьникам, да и всем нам, надежду на то, что слово и дело, защита простых людей, природы и животных могут получить широкую поддержку благодаря «всего лишь» публикации в газете, сюжету на радио и телевидении. Что не все еще продается и покупается в средствах массовой информации. Тем самым возрождается изначальное понимание профессии журналиста как человека, который говорит правду и помогает всем, кому требуется помощь и защита.

Все началось в далекие 90-е, когда выпускница журфака, приехав в Челябинск, волею судеб оказалась сначала в Центре детского эстетического творчества, где выпускала стенную газету «Жираф», а затем «клубе мальчишек» (неофициальное название «Центра детско-юношеского г. Челябинска»), где создала школу «Юный журналист». Работа с подростками Татьяне была не внове, первые программы дополнительного образования по журналистике были уже известны. Как и сложившиеся представления о том, что нужно давать детям в этой, довольно специфической, области дополнительного образования.

Но занятия стенной газетой были довольно быстро забыты, так как новые технологии позволяли создать газету буквально «на коленке». Начали с того, что школьники «Юного журналиста» готовили публикации для корпоративного издания «Всем!» (ныне «Челябинский трактор») и городской школьной газеты «От 17 и младше». Параллельно шел поиск возможностей для выпуска своей газеты, который закончился, а вернее, начался «первым блином, причем совсем не комом».

IMG_8920Так вышел первый номер газеты «ЭТУИР» («Эрудированные творческие ребята»), доставшийся нам от педагога-стажера, который проходил практику нашем центре. Нас не устаивали ни формат газеты, ни ее название, но тем не менее, принципы верстки, концепции и стиля будущего издания отрабатывались именно на этом проекте. Да и учиться в самом Челябинске тогда было особо не у кого, кроме тоже довольно скромного «Вектора успеха» в Дворце пионеров и школьников им. Н.К, Крупской.

А далее случилась «Журналина-2006» — фестиваль детских и молодежных СМИ Челябинской области, на котором представлены редакции газет районного и городского уровней тиражом не менее 999 экземпляров. И маленькая «ЭТУИР» тиражом в 100 экземпляров, понятно, в эти требования не вписывалась, но, по воле случая, на этот фестиваль попала.

2-3- полосы первого номера То4ки ЗРенияУвиденное на «Журналине» потрясало: газета «ШОК» из Еманжилинска, «ЮнКор» из Коркино, «ТИН-газета» из Кыштыма, «Полосатая» газета из Копейска… Что и говорить – Южный Урал всегда был «законодателем мод» детской прессы в масштабах всей страны! Называйте это «педагогической злостью», но Татьяна тогда твердо решила выдать новую детско-юношескую газету, чтобы на равных заявится с медиа-проектом газетой принципиально другого уровня.

Одной из первых юных журналисток «Юного журналиста», Диане Хамидуллиной, тогда же пришла в голову блестящая идея – на лекциях в колледже, где она училась, один педагог очень часто повторял словосочетание «Точка зрения». От нечего делать Диана начала писать эти слова в разных вариантах и обнаружила, что «Точка ЗРения» — это аббревиатура нашего ТрактороЗаводского Района. Заменив букву «ч» на цифру «4» для уникальности названия, мы получили «То4куЗРения»! Так родилась газета.

Почти полгода мы работали над первым номером, который вышел 31 марта 2007 года тиражом 999 экземпляров, в черно-белом исполнении и формом А-4. Напечатан этот номер был на собственные средства главного редактора, как, впрочем, и все последующие в ближайшие полгода. Но, главное, к новому фестивалю вышло уже пять номеров «То4ки ЗРения» и новая трактозаводская газета поехала на «Журналину-2007» уже как полноправный участник форума.

IMG_8897После этого у газеты появился первый шеф в лице депутата Челябинской городской Думы Дмитрия Замятина, оплачивавшего печать газеты в типографии несколько лет до 2012 года, после чего перед газетой замаячила перспектива закрытия. Причем из за банального безденежья. Но тут газету выручила… «Журналина-2012», не зря она так туда стремилась!

На конкурсе новая детская газета, заявившись первый раз, сразу же завоевала первое место в номинации «Лучшая детская газета Челябинской области». Это позволило главному редактору решиться на дерзкий шаг: с последними номерами газеты и дипломом «Журналины» она обратилась за помощью к главе Тракторозаводского района города Челябинска Владимиру Горбунову.

Так произошло маленькое чудо – газета получила поддержку Совета директоров одного из самых промышленных районов столицы Южного Урала. И пользуется ею по сей день. Условий со стороны нового инвестора было всего два: официальная регистрация издания и выход в цветном формате. Нечего и говорить о том, что эти условия изданием были выполнены, а Татьяна Николаевна Черкас кроме того еще и стала учредителем и главным редактором газеты пусть и на общественных началах, но совершенно официально. А типография «Прайм Принт» с тех пор уже шестой год исправно печатает «То4ку ЗРения» тиражом 2,5 тысяч экземпляров ежемесячно.

IMG_8589

Ежемесячно в каждую образовательную организацию Тракторозаводского района (20 школ, 5 учреждений дополнительного образования, 1 детский дом) доставляется бесплатно от 20 до 150 экземпляров издания.

Программа подготовки юных журналистов с практическим уклоном, представленная сегодня в открытой лекции Татьяны Черкас, была впервые написана в 2000 году. За ее основу был взят опыт екатеринбургских специалистов, доцентов факультета журналистики Уральского государственного университета (ныне Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Уральского федерального университета) Марины Мясниковой и Марии Поповой.

В Челябинске в то время вышла программа преподавателя факультета журналистики Челябинского государственного университета, действительного члена Евразийской Академии Телевидения и Радио Тамары Дмитриевны Николаевой. Большую методическую помощью «Юному журналисту» оказала также Галина Павлова, на тот момент педагог дополнительного образования и редактор газеты «ЮнКор» (город Коркино), а теперь — директор областного фестиваля «Журналина».

 

IMG_5174

Эти замечательными люди, подлинные профессионалы своего дела, и стали учителями Татьяны Черкас, «крестными мамами» «Юного журналиста» и «То4ки Зрения». За прошедшие годы, идя в ногу со временем, программа дополнительного обучения в «Юном журналистике» тоже претерпела значительные большие изменения. Ничто не стоит на месте и в процессе обучения теперь изучаются такие например, графические понятия, как «лонгриды», появилась своя группа в мессенжере Вконтакте, странички газеты на сайтах Центра детско-юношеского г. Челябинска, «Чип74», «Портал.ЛГО.ру» и других.

Каждый год в школу юного журналиста и детскую газету Тракторозаводского района приходят новые школьники, у которых есть шанс состояться и в качестве журналистов. Под каждого Татьяна подстраивается индивидуально, к каждому стремится найти подход. Для дополнительного образования это не пожелание, а норма. Иначе в детях не реализовать заложенный потенциал, развить его «я», вырастить авторитет в глазах окружающих и своих собственных, создать веру в свои силы.

Они должны знать, как им самореализоваться. Вот тут-то и помогает газета, которая является не просто газетой школьников Тракторозаводского района, а в первую очередь – учебной площадкой для отработки журналистских навыков. Написав самостоятельно (или почти самостоятельно) увидев свою фамилию в газете, подросток ощущает, что у него словно выросли за спиной крылья. Через это проходили мы с Татьяной, будучи первокурсниками журфака. А она теперь делает все, чтобы было больше первокурсников на нынешних журфаках.

Анна Мальберг , Александра Петренко, Алексей Долгов, Мария АксеновскихНа сегодняшний день дети сами пишут материалы и сами верстают газету. В редакции всегда находится 2-3 ребенка, которые часами могут сидеть над выравниванием колонок и думать над тем, как материал будет выигрышнее смотреться на полосе.

Дети начали верстать газеты с самого первого номера. Анастасия Атрошенко, например, освоила «Индизайн» первой и передала навыки Соне Потаповой и так из поколения в поколение. В помощь ребятам — замечательный человек, большой друг юных журналистов, Владлен Феркель, челябинский издатель, журналист и поэт. С его помощью юная редакция самостоятельно делает всю допечатную подготовку номера перед тем, как «залить» его в типографию.

Тем временем руководитель школы и редактор газеты помогает выбрать тему публикации, подсказывает стилистические приемы и выразительные ходы в раскрытии темы. Но никогда, никогда не делает за юнкора то, что он может сделать самостоятельно!

Проекту 10 лет. За это время через школу юного журналиста и редакцию газеты прошло около 300 детей, т.е. по 10 человек в год. Студентами факультета журналистики из них 47 человек или каждый шестой. Все дети, которые хотели поступать на факультет журналистики – поступили на 100%.

Немаловажным является и тот результат, что многие дети, позанимавшись в школе, поняли, что журналистика – это не их призвание. Тоже неплохой результат деятельности Татьяны Черкас, если учесть, что задолго до окончания школы у детей остается достаточно времени поискать другое призвание и попробовать себя в другой профессии. Одну неверную дорогу, прежде чем выбирать профессию, они уже вычеркнули. Были ситуации, когда дети с гуманитарным складом ума поступали в итоге в технические вузы. Профессиональная ориентация – в чистом виде!

Но, как показывает практика, они все равно возвращаются в журналистику в той или иной форме. Выпускники «То4ки ЗРения» работают журналистами в Челябинске, С-Петербурге, Москве, Екатеринбурге.

И, поверьте, педагогу дополнительного образования Татьяне Черкас было очень приятно услышать от своих воспитанников и выпускников во время подготовки юбилейного номера «То4ки Зрения» такую фразу: «Нас журналистами сделала не теория в университете, а практика в «То4ке ЗРения»!». Это ли не оценка работы педагога?

Юрий Матросов,

Координатор образовательного проекта «Виртуальный-университет.РФ», г. Екатеринбург

IMG_9080

Татьяна Черкас, педагог дополнительного образования высшей категории, педагог-организатор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детско-юношеский г. Челябинск», редактором газеты школьников Тракторозаводского района г. Челябинска «То4ка ЗРения».

Открытая лекция

Коллектив «Юный журналист»: формирование устойчивого интереса подростков к профессии «журналистика»

Журналистика — профессия специфическая. Ее выбирает далеко не каждый. А уж вершины профессии достигает один из сотни журналистов. Тем не менее, кажущая легкость этой профессии, ореол романтики, славы, известности, который тянутся за ней, привлекают многих подростков попробовать свои силы, самовыразиться, проявить себя в этой сфере деятельности.

Поэтому, учитывая большой интерес к профессии, на базе Центра детско-юношеского г. Челябинска с 2001 года реализуется образовательная программа «Путь в журналистку».

Дети из редакции ТЗР 2016-2017 учебный годДетская журналистика – явление, стремительно развивающееся в наши дни. Талантливым старшеклассникам открываются большие перспективы в реализации своих идей и проектов. Это и сотрудничество с редакцией газеты ЧТЗ УРАЛТРАК «Челябинский трактор» и школы юнкоров при МБУДОД ЦТРиГО «Перспектива», при ГБУДОД ОЦДОД, и подготовительные курсы «Основы журналистики» при ЮУрГУ и ЧелГУ. А что делать ребятам, которые учатся в 7-9 классах и еще не определились с выбором жизненного пути? Некоторых из них, безусловно, манит журналистика. Но первые шаги в эту профессию бывают чрезвычайно трудны, и нужна помощь, чтобы ребенок смог их сделать. Именно эту проблему и решает программа «Путь в журналистику».

Долгов АлексейПрограмма учитывает современные подходы к дополнительному образованию детей, а также собственный опыт педагогической работы автора. Когда дети приходят к нам, то у них уже сформирована мотивация, осознан интерес к занятиям журналистикой. Тем более в «Юный журналист» бесплатно принимают всех школьников в возрасте от 12 до 18 лет. А моя задача, как педагога, сделать так, чтобы ребенок не просто остался, но у него выработался устойчивый интерес к профессии «журналистика».

По моему убеждению, самой главной составляющей поддержания интереса у ребенка к занятиям журналистикой на принципах дополнительного образования является Педагог-наставник. Каким он должен быть? Харизматичной личностью, в корне отличающейся от школьного учителя. Он должен быть легким на подъем, чтобы вести детей за собой.

Харизма в педагоге, работающего в системе дополнительного образования, должна присутствовать однозначно. Он должен обладать даром убеждать, вести за собой, а главное, он должен быть неравнодушным человеком, который горит за свое дело.

Воробьев ДенисОтличаться от учителей в школе. Мы не ставим оценки, не заставляем носить форму, не садим детей на определенное место. По нашему предмету не надо сдавать ни ЕГЭ, ни экзамены. У нас нет звонков, урок длится не 45 минут, а полтора часа, перемены можно сделать в любой момент и отпустить ребенка пораньше, если ему это необходимо. Да и ведение занятия в корне отличается от школьного урока: в соответствии с программой, со сложившимися обстоятельствами, с надвигающейся юбилейной датой, например, педагог легко меняет структуру занятия, использует разнообразные методы работы.

Мария АксеновскихРебенок пришел, послушал Педагога, он ему понравился. Он выдохнул и начал оглядываться по сторонам. Кто его окружает? Что это за подростки, что сидят рядом?

Следующий принцип, которого я стараюсь неукоснительно придерживаться: толерантность в коллективе, терпимость к новичкам и их необычному поведению. С ребятами в редакции я оговариваю сразу, что друг к другу мы будем относиться доброжелательно, независимо от того, какие чувства вызывает вновь пришедший ребенок. В моей редакции собираются дети из разных школ не только района, но и города. Там, в школе, у них уже сложился определенный стереотип общения с одноклассниками.

За долгие годы учебы модель общения уже сложилась, и не факт, что ты в эту модель встроился удачно. Здесь, в коллективе «Юный журналист» отношения приходится выстраивать заново. Моя задача, как педагога, чтобы каждому ребенку в редакции было комфортно, чтобы сложилась благоприятная психологическая обстановка на занятиях, чтобы ребенок с удовольствием бежал в ЦДЮ. И тогда интерес к журналистике точно закрепиться, так как с единомышленниками всегда просто и легко работать.

Воспитанники коллектива «Юный журналист» — победители и призеры городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов детских и студенческих СМИ «Nota bene», «Журмикс», «Журналина», «Медиапоколение», «ЮнГа+», «ЖирафСМИ», «Издательская деятельность в школе», «Автограф», «ПрессКОД», «Проба пера» межрегиональных конференций юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»; телекоммуникационной олимпиады юных журналистов; участники профильных смен в ВДЦ «Океан» и «Орленок»; стипендиаты администрации города Челябинска, губернатора Челябинской области, Президента РФ; 50% выпускников коллектива продолжают образование на факультете журналистки в высших учебных заведениях, являются членами детской редакции газеты школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения».

Я и Денис ВоробьевАктуальность и востребованность программы

Благодаря целенаправленным усилиям государства по развитию и поддержке интеллектуальных, творческих граждан нашей страны, интерес детей и молодежи к журналистике и профессиональной деятельности журналиста не ослабевает.

Их привлекает возможность выразить свою позицию в СМИ, получить профессиональные навыки, научиться общаться с людьми разного возраста и статуса, познакомиться с различными профессиями, освоить навыки создания настоящей газеты. Ответ на эти вопросы и другие они могут получить в коллективе «Юный журналист».

В процессе обучения основам журналистки охватываются области знания, связанные со многими предметными областями: русским языком и литературой, ИКТ-технологиями, культурологией, психологией. В ряде случает процесс познания идет с опережением или закреплением школьной программы, что готовит почву для осмысленного изучения содержания образовательной программы.

Учитывая возросшее внимание к личности как к индивидуальности, акцент в данной программе делается на использование личностно-ориентированных проектно-исследовательских технологий.

Тарасова Алина и Ульянова Ксения

Учащимся на занятиях предлагается кроме теории самостоятельная, практическая, исследовательская деятельность. Мотивация учащихся поддерживается в процессе достижений освоения содержания программы с возможностью опубликования своего материала в СМИ, участия в конкурсах различного уровня, в выездных профильных сборах и др.

Необходимо учитывать и тот факт, что на базе ведущих высших учебных заведений г. Челябинска созданы программы школ, конкурсов для юных журналистов. Поэтому обучение школьников по данной программе может помочь им в выборе направления дальнейшей профессиональной деятельности или ориентировать их на последующее получение журналистского образования.

Ульянова КсенияОтличительные особенности и новизна программы

Примерных типовых обновленных программ по данной тематике, рекомендованных Министерством образования, в современном образовательном пространстве не опубликовано.

В других программах, разработанных педагогами, предлагается содержание, ориентированное на определенный результат, а именно, выпуск школьных печатных изданий.

Образовательная программа «Путь в журналистику» выделяется рядом особенностей, обуславливающих ее новизну:

* в программе превалирует практическая и самостоятельная деятельность;

* в процессе обучения осваивают технологию проектной, исследовательской деятельности. С одной стороны это осложняет работу педагогу, с другой, стимулирует учащихся самим искать пути решения поставленных задач;

* программой предлагается многообразие форм предъявления результатов деятельности, в частности, конвергентной журналистики (журналист, умеющий подготовить видеопередачу, радиосообщение, написать материал в газету и выложить информацию на интернет-порталах);

* программа разделена на этапы, освоение каждого из которых предоставляет учащемуся выбор – на каком уровне он может осуществлять, а затем продолжить обучение;

* программа предусматривает возможность индивидуальной работы с обучающимися.

Программа может использоваться для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с учетом психофизического развития указанных категорий учащихся, с предоставлением медицинской справки

Победители городского конкурса школьных СМИ Nota bene - 2017Цели и задачи программы

Целью программы является приобщение учащихся к деятельности в области журналистики, формирование устойчивого интереса к гуманитарным знаниям.

Задачи программы

Обучающие:

* дать знания по истории журналистики;

* сформировать необходимые знания, умения и навыки в сфере журналистики;

* научить самостоятельной работе.

Развивающие:

* сформировать и развить организационно-управленческие умения и навыки (планирование своей деятельности и получение результата);

* развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;

* способствовать развитию творческих способностей.

Делегация ТЗР на областном фестивале детских и юношеских СМИ Журналина - 2016Воспитательные:* сформировать интерес к журналистике;

* содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;

* воспитать у учащихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность;

* сформировать ориентацию на продолжение обучения в области журналистского образования;

* воспитать чувство патриотизма, гражданственности, профессиональной этики.

Возраст обучающихся 12 -18 лет.

Общий объем реализации программы 4-годичного обучения – 864 часа. На первом – третьем годах обучения про 216 часов с учетом индивидуальной работы (72 часа в рамках 216 часов). Индивидуальная работа на четвертом году не предусмотрена, программа 4 года обучения рассчитана на 216 часов.

Игра Юнкор-Live, придуманная детьми из ТЗР

Формы и режим занятий

Программа «Путь в журналистику» разделена на три этапа обучения.

Первый этап обучения – начальный. Главная задача – не только заинтересовать учащегося, но и помочь ему сознательно перестроиться от простого интереса к журналистике к получению первоначальных знаний о журналистике и работе журналиста. Учебный план I этапа рассчитан на один год. За этот период времени учащийся получит новую информацию, определенные знания по изучаемому предмету.

На этом этапе учащиеся закрепляют правила и нормы русского языка (чаще в занимательной форме), пробуют писать простейшие заметки во внутреннюю газету «Мы и наш Центр», готовят первые публикации в районную газету школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения», учатся отличать газетный материал от школьного сочинения. За этот период времени педагог выявляет индивидуальные возможности учащихся.

Валерия Буханова

Второй этап обучения – базовый. Этот этап обучения является основным для учащихся. Продолжительность этого этапа два года (второй-третий года обучения). На этом этапе закрепляются освоенные навыки, углубленные знания, применение их в разных условиях.

Изучаются жанры журналистики, пишутся первые репортажи, берутся интервью; продолжается работа над совершенствованием стиля практических работ, пишут материалы в газету школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения». Данный этап обучения предполагает индивидуальную работу с обучающимися для подготовки к конкурсам, определение интереса к теме исследовательской работы.

Валерия ШироченковаТретий этап обучения – этап углубленной подготовки. Продолжительность этапа один год (четвертый год обучения). На этом этапе кроме совершенствования полученных знаний, умений и навыков учащиеся самостоятельно применяют их на практике. На этом этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания редакции «То4ка ЗРения», активно сотрудничает с редакциями других газет («Чешка», «Читай и Пиши», «Университетская набережная», «Челябинский трактор» и т.д.), пишут работы в научном обществе учащихся. Третий этап предусматривает дальнейшее развитие творческих способностей. На этом этапе, как правило, целью является самостоятельная работа над заданиями редакцией газеты «То4ка ЗРения», участие в конкурсах, работа в детских жюри, представление и защита исследовательской работы на школьных, студенческих конференциях. Задача этого этапа – помочь учащемуся достичь поставленную цель – подготовиться к творческому конкурсу в вуз, собрать портфолио.

Лебедева ЕлизаветаК моменту освоения содержания программы второго года обучения, каждый учащийся должен свободно писать материалы во всех информационных жанрах, знать основы творческой деятельности журналиста и историю возникновения журналистики, писать материалы в газету школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения» и на различные сайты, уметь делать репортажные снимки и придумывать заголовки, пробует себя в написании разностилевых материалов.

????????????????????????????????????

И тут на первое место выходит наличие регулярно выпускаемого СМИ. Здесь главное слово – регулярно! В школе зачастую присутствует такая ситуация: скоро надо участвовать в городском конкурсе «Nota bene». Давайте быстро соберем редакцию и наскоро выпустим три номера школьной газеты, так как именно это количество нужно для полноценного участия. Собрали. Выпустили. Забыли до следующего года. Такая вот «игра» в журналистику наносит ребенку больше вреда, чем пользы.

????????????????????????????????????

Поэтому на наших занятиях я стараюсь погружать каждого ребенка в профессию сразу, объясняя ему, что мы не играем в журналистику, мы ею профессионально занимаемся, учимся в процессе выпуска каждого номера. Десять номеров в год – это конвейер, который нельзя остановить. Ребенок быстро учится и понимает принципы – если не написал ты, на это место пойдет другой материал, но газета с пустым окном не выйдет. Коллективизм, умение работать в команде, распределять обязанности, в эти проблемы ребенок погружается сразу и целиком.

Буханова ВалерияПочти сразу подросток делает открытие: журналистика – это не «шик, блеск, красота», а тяжелый ежедневный труд, не оставляющий времени для других увлечений. Кто-то на этом этапе сходит с дистанции (для них это хорошо, потому что своей будущей профессией они журналистику никогда не выберут, соответственно, статистов в профессии будет меньше), но большинство остается. У них глубоко сформирован интерес к журналистике, они готовы ей заниматься с вдохновением.

Асмик Маргарян

Но, как показывает практика, этого мало. Дети не должны вариться в собственном соку, они обязательно должны общаться с другими коллегами по «творческому цеху». И здесь мы вспоминаем про еще одно качество Наставника, о котором говорилось выше – умение вести детей за собой. То есть человек должен быть легким на подъем и иметь возможность посещать вместе с детьми различные конкурсы и фестивали по журналистике.

Отправляясь с детьми на фестиваль «Журналина», например, я понимаю, что ребята приедут оттуда совершенно другими. Они увидят, что не только они, но и десятки других их сверстников занимаются журналистикой и выпускают качественные СМИ разных направлений. Это дает мощный стимул к работе. Получение или неполучение грамот и дипломов – это тоже мощный стимул к работе. Кто-то радуется успехам и, окрыленный, старается их закрепить, кто-то, наоборот, стиснув зубы, поплакав, пережил горечь поражения и с новыми силами стремиться наверстать упущенное.Хотелось бы обратить внимание читателя еще на одну важную составляющую для поддержания интереса к журналистике — это индивидуальный подход к каждому ребенку. Это подросток сразу чувствует и очень ценит. В школе с эти сложнее, хотя любой профессиональный педагог большое внимание уделяет личностному отношению с ребенком. А в дополнительном образовании образовани это существенная часть работы.

Индивидуальная работа прописана в программе, причем с первого года обучения. Эти часы необходимы, чтобы с ребенком один на один, в комфортной обстановке заниматься работой над текстом. Но это только одна сторона вопроса. Педагог должен понимать, какая обстановка окружает ребенка в семье, в школе, какие у него есть проблемы, не связанные с журналистикой. Очень часто Педагог становится «жилеткой», в которую можно поплакаться, а коллектив – место, где он может полноценно отметить свой День рождения.

Итак, по моим убеждениям, чтобы интерес у детей к журналистике был устойчивым, необходимо несколько условий: Наставник, психологический комфорт в коллективе, регулярно выпускаемое СМИ, участие в конкурсах и фестивалях по профилю, индивидуальный подход к ребенку.

За десять лет существования газеты более 50 детей стали студентами факультета журналистики вузов страны (ЧелГУ, ЮУрГУ, УрФУ, ЛГУ, МГУ и т.д.), и еще примерно столько же, поступив в вуз по другому профилю, все равно вернулись к профессии журналиста и благополучно работают в разнообразных СМИ страны. Есть даже выпускница Пражского университета. Они стали успешными, а главное, реализовавшимися людьми.

 

редакция с символом, куклой ТЗР